Обратно-разгрузочный клапан
„ ф
А.С, Алаторцев и В.В. Смо н г у., !
1 (22) Авторы изобретения
1 ! !
I (7!) Заявитель
Завод пневматических машин ййевма ика" г (54) ОБРАТНО-РАЗГРУЗОЧНЬЙ КЛАПАН
Изобретение относится к гидравли-, ческим обратно-разгрузочным клапанам, которые устанавливаются в гидравлических системах, главным образом в гидросистемах механизированных крепей.
Известен обратно-разгрузочный клапан, содержащий корпус с полостями высокого и низкого давления, седло, шарообразный затвор и разгрузочный поршень $1$
Недостатком этого клапана является то, что в момент разгрузки мгновенный отход шарика от седла резко соединяет полость низкого давления с полостью высокого давления, в результате чего давление в полости низкого давления повышается и становится больше давления разгрузки. Вследствие этого управляющий поршень и шарик возвращаются в исходное положение, клапан закрывается.
Резкое перекрытие движения потока жидкости вызывает гидравлический удар с повышением давления в несколько раз, что приводит к ускоренному выходу из строя элементов гидросистемы крепи и клапанов.
Целью изобретения является повышение надежности клапана путем исключения гидроудара.
Указанная цель достигается тем, что в полости высокого давления установлен дросселирующий элемент, выполненный в виде втулки с окнами и помещенным в нее колпачком, взаимодействующим с затвором, а в полости низкого давления размещен дополнительный поршень со сквозным осевым отверстием, в котором установлен разгрузочный поршень, причем разность хода дополнительного поршня и расстояния от торца толкателя до затвора меньше расстояния от торца колпачка, обращенного к седлу, до окон втулки, 1816
30
Иа чертеже схематически показан обратно-разгрузочный клапан, разрез.
Обратно-разгрузочный клапан состоит из корпуса I, в котором со стороны полости 2 высокого давления помещены седло 3, шарообразный затвор
4, колпачок 5, взаимодействующий с затвором 4, пружина 6. Колпачок 5 размещен во втулке 7 с окнами 8.
В полости 9 низкого давления размещен дополнительный поршень
10 со сквозным осевым отверстием
ll, в котором установлен разгрузочный поршень 12 с толкателем 13.
В корпусе 1 выполнены отверстия 14 для соединения полости 9 низкого давления со сливом, отверстия 15 для соединения полости 2 высокого давления с рабочей камерой исполнительного органа и отверстие 16.
Работа обратно-разгрузочного клапана осуществляется следующим образом.
При запитке, например, гидростойки механизированной крепи рабочая жидкость подается в полость 9. Под действием избыточного давления затвор
4 совместно с колпачком 5 перемещается, сжимая пружину 6 до тех пор, пока стенки колпачка 5 не откроют окна 8 во втулке 7. В этот момент происходит заполнение поршневой полости стойки и ее распор.
После распора стойки и прекращения подачи рабочей жидкости под действи.ем пружины 6 и разности давлений между полостями высокого давления 2 и низкого давления 9 затвор 4 совместно с колпачком 5 прижимается к седлу 3.
Принудительный сброс давления из полости 2 производится подачей рабочей жидкости в отверстие 16. При этом полость 9 соединяется со сливом. Под действием давления рабочей жидкости разгрузочные поршни
12 и дополнительный поршень 10 перемещаются в направлении затвора 4, при этом толкатель 13 отодвигает затвор 4 от седла на величину разности хода дополнительного поршня 10 и расстояния от торца толкателя 13 до затвора 4, Ход дополнительного поршня 10 и расстояние от торца толкателя 14 до затвора 4 выбираются таким образом, чтобы.в момент упора дополни тельного поршня 10 в корпус 1 кол4 пачок 5 не открыл бы окна 8 во втулке 7. В этот момент происходит медленное дросселирование рабочей жидкости из полости высокого давления в полость низкого давления, за счет чего и ликвидируется гидроудар.
После того, как давление в полости 2 высокого давления падает до величины, когда сила, действующая на площадь разгрузочного поршня 12, уравнивается с силой, действующей на колпачок 5, разгрузочный поршень 12 перемещается до упора в корпус I, отодвинув затвор 4 и колпачок 5.
При этом торец, обращенный к седлу
3 колпачка 5, открывает окна S втулки 7.
В результате полость значительно пониженного высокого давления соединяется напрямую с полостью низкого давления, что обеспечивает беспрепятственный пропуск жидкости из одной полости в другую.
Таким образом, изобретение исключает возможность возникновения гидроудара на высоких давлениях, что значительно повышает надежность работы всей гидросистемы.
Формула изобретения
Обратно-разгрузочный клапан, содержащий корпус с полостями высокого и низкого давления, седло, шарообразный затвор и разгрузочный поршень с толкателем, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности клапана путем исключения гидроудара, в полости высокого давления установлен дросселирующий элемент, выполненный в виде втулки с окнами и помещенным в нее колпачком, взаимодействующим с затвором, а в полости низкого давления размещен дополнительный поршень со сквозным осевым отверстием, в котором установлен разгрузочный поршень, йричем разность хода дополнительного поршня и расстояния от торца толкателя до затвора меньше расстояния от торца колпачка, обращенного к седлу, до окон втулки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР
Р 475485, кл. F 16 К 15/04, 1973, 861816
Составитель М. Денисенко
Редактор Т. Морозова Техред А. Савка Корректор M. Демчик
Заказ 6503/27 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 1 3035д Иосквад Ж35у Ра) шская наб ф 4/5
Филиал ППП "Патент", г . Ужгород, ул. Проектная, 4


