Трал для лова водных организмов
Союз Советскид
Соцнапнстнчески к
Реснубпнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЛЬСТВУ
Опубликовано 30.08.81. Бюллетень М 32
Дата опубликования описания 3008.81
А 01 К 73/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретеиий и открмтий (53) УДК б39. 2. .081.114 (088.8) (72) Авторы (54) ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА ВОДНЫХ ОРГАНИЗМОВ
Изобретение относится к промышленному рыболовству и может быть использовано при траловом лове рыбы.
Известен трал для лова водных организмов, включающий сеткой мешок, подборы с оснасткой, распорные доски и ваера, фартук, выполненный из гибких связей и снабженный двумя крепежными тросами (1(.
Известный трал не исключает аварийности при работе на тяжелых грунтах и не обеспечивает отлова водных организмов, концентрирующихся в углублениях дна.
Цель изобретения — увеличение уловистости и снижение аварийности трала при работе на тяжелых грунтах.
Поставленная цель достигается тем, что в трале, включающем сетной мешок, подборы с оснасткой, распорные Доски и ваера, фартук, выполненный иэ гиб ких связей и снабженный двумя крепежными тросами, верхняя кромка фартука прикреплена к нижней подборе трала, а нижняя кромка фартука снабжена заглубителем, верхние части досок соединены дополнительным тросом, при этом один из крепежных тросов подключен к середин дополнительного троса, а другой выполнен иэ материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера, Предпочтительно выполнение трала, при котором доски снабжены грузамистабилизаторами, укрепленными посредством оттяжек в нижних частях распорных досок с их внешних сторон.
На фйг. 1 изображен трал для лова водных организмов, вид сбоку, на фиг. 2 — то же, вид спереди.
Трал включает сетной мешок 1,верхнюю подбору 2 с оснасткой 3, нижйюю подбору 4 с оснасткой 5 распорные доски б, ваера 7, фартук 8, выполненный из гибких связей и снабженный двумя крепежными тросами 9 и 1С.Верхняя кромка фартука 8 прикреплена к нижней подборе 4, а нижняя кромка фартука 8 снабжена заглубителем 11, 20 верхние части досок б соединены дополнительным тросом 12. Один из крепежных тросов фартука 8 — трос 9 под-. ключен к середине троса 12, а другой — трос 10 выполнен иэ материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера 7. Трос 10 может быть прикреплен в каеру 7 или подан непосредственно на судно.
Доски б снабжены грузами-стабили3Q заторами 13, укрепленными посредством
858695 оттяжек 14 в нижних частяx распорных досок Б с внешней стороны.
При обнаружении объекта лова и подводных узостях трал выводят на такую глубину, чтобы диски трала не задевали эа боковые кромки узости.
Фартук 8 заглубляется в подводную узость, причем нижняя кромка фартука
8 находится в непосредственной близости ото дна, направляя объекты лова в трал.
В случае, если на пути фартука 8 встречается подводное препятствие, на которое команда судна не смогла своевременно отреагировать и принять необходимые меры, то при зацепе фартуком 8 или эаглубителем 11 15 эа грунт трос 9 натягивается и действует на трос 12, который, в свою очедедь, наклоняет доски б во внутрь. В этом случае за счет дифферента во внутрь доски 6 начинают О работать как подъемный щиток, появляется дополнительная подъемная сила и вся траловая система подвсплывает, освобождаясь тем самым от препятствия. После этого усилие на трос
9 прекращается, доски 6 под воздействием гицродинамических сил сопротивления и веса грузов-стабилизаторов 13 возвращаются в нормальное положение и вся система приходит в прежнее состояние (как до зацепа). Грузы-стаби- И лизаторы 13 служат также для предотвращения эаверта и черезмерного опрокидывания досок б. В случае, если происходит особо сильный зацеп, и конструктивные особенности трала,опи- З санные выше, не позволяют вынести era из зацепа, произойдет обрыв троcà
10, так как он выполнен из расчета меньшей прочности на разрыв, чем ваера.7 для того, чтобы не потерять Щ весь трал и предохранить от порывов ваера 7.
При обрыве троса 10 фартук 8 под действием гидродинамических сил сопротивления выстилается наэад,воздействуя через тросы 9 и 12 на доски б, и заставляет последние приобрести дифферент во внутрь и работать как подъемные щитки. Трал йод действием дополнительной подъемной силы поднимается на поверхность, а доски б частично сходятся, закрывая устье трала и тем самым способствуя удер-! жанию уже пойманных объектов лова.
Промыслу известны районы, богатые рыбой и другими объектами лова. Од- 55 нако лов таких местах затруднен, а подчас и невозможен, так как объекты лова держатся в подводных узостях, каньонах, расщелинах, между подводными горными пиками,т.е.на очень тяже- gg лых грунтах. Современные орудия промышленного рыболов=тва не могут сколько--нибудь эффективно облавливать такие скопления. Размеры современных разноглубинных тралов не позволяют вести лов в подво- ых узостях высокая аварийность д . тралов на тяжелых грунтах заставляет отказаться от попыток обловить столь богатые объектами промысла места. уменьшение же габаритных размеров трала ведет к снижению рентабельности промысла, а подчас с .,меньшением размеров устья до некоторой критической величины трал перестает облавливать объект лова вообще.
Внедрение на промысле в труднодоступных местах (подводных узостях) и на тяжелых грунтах трала для лова водных организмов позволяет избежать укаэанных недостатков. Сохраняя прежние габаритные размеры устьевой части, этим тралом можно работать и на тяжелых и в подводных узостях.
Предварительный расчет зкономической эффективности показывает, что только за счет внедрения фартука в расчете на одно судно (БМРТ
2000 л.с} за год прибыль составляет
146 тыс. руб., а эа счет снижения аварийности при работе трала на тяжелых грунтах — 23 тыс. руб.
Фбрмула изобретения
1 ° Трал для лова водных организмов, включающий сетной мешок ваера, распорные доски, нижнюю подборку с загрузкой и подключенный к подборе фартук, выполненный из гибких связей и содержащий по крайней мере два троса, отличающийся тем, что, с целью увеличения уловистости и снижения аварийности трала при работе на тяжелых грунтах, верхняя кромка фартука прикреплена к нижней подборе; трала, а нижняя кромка фартука сйабжена эаглубителем, верхние части досок соединены дополнительным тросом, при этом один из крепежных тросов подключен к середине дополнительного троса, а другой выполнен из материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера, .
2 ° Трал по п, 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что доски снабжены грузами-стабилизаторами, укрепленными посредством оттяжек в нижних частях распорных досок с их внешних сторон.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ 9 848434 кл. 45 И 1952.