Способ обработки пары зубчатых колес
<» 854625
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.10.79 (2!) 2864706/25-08 с.присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—. (51) М.К.
В 23 F 5/00
В 23 F 9/00
Государственный комнтет (53) УДК 621.914. .7:621..924..83 (088.8) Опубликовано 15.08.81. Бюллетень №30
Дата опубликования описания 25.08.81 по делам наобретеннй и открытий
1 (72) Автор изобретения
В. Д. Борисов
Московский станкоинструментальный инст (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при производстве зубчатых колес.
Известен способ обработки пары зубчатых колес со скрещивающимися осями в условиях обката жесткой конгруэнтной производящей парой инструментальных поверхностей, одной нз которых осуществляют обработку зубьев одного колеса, а другой— второго, и производящим колесом, которому сообщают винтовое движение при обработке среднего по ширине зубчатого венца — участка зуба 11).
Недостатком данного способа является кромочный контакт соприкасающихся по линии поверхностей зубьев при входе их в
-зацепление и на выходе, т. е. на крайних участках зубьев по ширине зубчатого венца под влиянием погрешностей изготовле ния и монтажа.
Цель изобретения — обеспечение плавного и безударного входа зубьев в зацепление и выхода из него за счет их точечнога касания.
Поставленная цель достигается тем, что обработку крайних по ширине зубчатого вен2 ца. участков зубьев производят жесткой конгруэнтной производящей парой при сообщении последней криволинейного движения касательного к винтовой линии на концах участка винтового движения.
На чертеже изображена схема предлагаемого способа.
Оси зубчатых колес ОтО и ОаОа, вращающихся с угловыми скоростями ко И два удалены друг от друга на расстояние аи, и скрещиваются под углом Х. Ось винтотв вого относительного движения ОвОв составляет с осями колес 010 и ОаОа углы Йq и
Й к и удалена от них на расстояние Эк и а в
При этом выполняются равенства Йа+ Йq
= Й и а т + а д= а.
Положение оси винтового проиэводятэ щего колеса 0 Оа определяется отрезком ат и углом Ха, на который она удалена и который она составляет с осью Оа0д. Если жесткую конгруэнтную производящую пару F инструментальных поверхностей перемешать винтовым движением с параметрами винтового производящего колеса (с его угловой ат и поступательной скоростью ч), го контакт обработанных поверхностей sy854625 ь 1
Составитель В. Слиткова
Редактор М. Бандура Техред А. Бойкас Корректор В Синицкая
3aказ 6574/! 7 Тираж i! 48 Подиисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
i 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 бьев линейный по линии е--L Бинтовое движение жесткой конгруэнтной паре сообща,ется на участке зацепления с линейным касанием зубьев, которому соответствует участок винтовой траектории движения ЬКМ с параметрами винтового производящего ко. леса. Обработку крайних участков зубьев по ширине зубчатого венца произ. водят при сообщении конгруэнтной паре
F на участках 3L И NN криволиней. ного движения, касательного к винтовой линии-КМ на концах 1 и М участка винтового движения, совершаемого с параметрами винтового производящего колеса. Винтовое движение производящей пары F выключают при обработке крайних участков зубьев по ширине зубчатого венца, соответствующих точечному касанию. Протяженность крайних участков зубЬев и соответствующие им длины участков траектории движения производящей пары F можно принять равными 0,1---0,15 всей длины зуба, которую выбирают из условия обеспечения минимального коэффициента перекрытия
1,1 — 1,2.
Это обеспечивает плавный и безударный вход зубьев в зацепление и выход .из него за счет исключения кромочного контакта зубьев на входе и выходе.
Формула изобретения
Способ обработки пары зубчатых колес со скрещивающимися осями в условиях обката жесткой конгруэнтной производящей парой инструментальных поверхностей, одной из которых осуществлчют обработку зубьев одного колеса, а другой — второго, и производящим колесом, которому сообща10 ют винтовое движение при обработке среднего по ширине зубчатого венца — участка зуба, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного и безударного входа зубьев в зацепление и выхода из него за счет 5 их точечного касания, обработку крайних по ширине зубчатого венца участков зубьев производят жестКой конгруэнтной производящей парой при сообщении последней криволинейного движения, касательного к винтовой линии на концах винтового движения. о Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Вальдгабер 3. Основы зацепления конических и гипоидных передач, М., Машгиз, 1948, с. 175.
Р1 у

