Гидромеханическая передача
Союз Советскмк
Соцмалмстмческмк
Республик
О П И С А Н И Е, 853247
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.11.79 (21) 2839954/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 16 Н 39/00
Государетеелный комитет по делам лзооретеекй и, открытий
Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания 17.08.81 (53) УДК 621.879:
: 62.585 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. А. Цимбалюк, В. В. Михайлов и В. С.
Киевский ордена Трудового Красного Знам инженеров гражданской авиаци (71) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к гидромеханическим передачам, а именно к гидромеханическим пусковым устройствам.
Известна гидромеханическая передача, содержащая ведущий и ведомый валы, зубчатый дифференциал с ведомым зубчатым колесом, водилом с внутренним солнечным колесом, соединенным с валом гидромашины, регулируемый дроссель, подключенный параллельно к рабочим полостям гидромашины (1).
Недостатком известной гидромеханической передачи является то, что в ней возможно проскальзывание вала гидромашины из-за перетечек жидкости внутри гидромашины, это может привести к снижению
КПД и перегреву гидромашины.
Целью изобретения является обеспечение блокировки ведущего и ведомого валов.
Это достигается тем, что водило снабжено гидроцилиндром, установленным с возможностью осевого перемещения относительно водила, поршнем, закрепленным на водиле с образованием рабочих полостей в гидроцилиндре, связанных гидролиниями с гидромашиной, подпружиненным поворотным золотником, установленным в торце водила, снабженным муфтой обгона и соединенным с одной из рабочих полостей гидроцилиндра и гидромашиной, и зубчатой полумуфтой, закрепленной на торце гидроцилиндра и взаимодействующей с второй полумуфтой, установленной на ведомом валу, на котором закреплена звездочка муфты обгона. Кроме того, гидромеханическая передача снабжена распределителем, установленным параллельно дрос10 селю в гидролиниях связи рабочих полостей гидроцилиндра с гидромашиной.
На фиг. 1 изображена схема гидромеханической передачи; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение
Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — В на фиг. 1.
Гидромеханическая передача содержит зубчатый дифференциал 1, водило 2 которого связано с ведущим валом 3. Внутреннее солнечное колесо 4 с помощью зубчатых колес 5 и 6 соединено с валом гидромашины 7, а наружное солнечное колесо 8— с ведомым валом 9. Рабочие полости 10 и
11 гидромашины 7 соединены через параллельно подключенный к ней регулируемый
853247 дроссель 12. В передаче предусмотрено устройство, состоящее из зубчатых полумуфт
13 и 14, звездочки !5 обгонной муфты 16, а также подвижного в осевом направлении гидроцилиндра 17 и поворотного золотника 18, Полумуфта 13 и звездочка 15 муфты 16 установлены соосно с ведомым валом 9 и связаны с ним жестко. Полумуфта 14 установлена на гидроцилиндре 17; который благодаря наличию шлицевого соединения 19 может перемещаться относительно жестко связанного с валом 3 поршня 20. Рабочие полости 21 и 22 гидроцилиндра 17 соединяются с полостями 10 и
11 гидромашины 7 гидролиниями 23 и 24 через распределитель 25 и подпружиненный в сторону закрытия поворотный золотник 18, расположенный в ведущем валу 3 и жестко связанный с муфтой 16. Последняя включается только тогда, когда звездочка 15 начинает вращаться с большей угловой скоростью, чем муфта 16, вращаясь совместно с золотником 18 с угловой скоростью вала 3.
Гидравлическая передача работает следующим образом.
В исходном (нерабочем) положении полумуфты 13 и 14 разомкнутся, так как гидроцилиндр 17 находится в крайнем правом (по чертежу) положении. В это время гидролиния 23 прикрыта подпружиненным золотником 18. При этом распределитель 25 находится в положении, при котором гидролиния 23 соединена с полостью 10, а дроссель 12 открыт. В этом случае при вращении вала 3 свободно вращается вал ротора гидромашины 7, перемещая жидкость из полости 10 в полость 11 через дроссель 12.
При этом на колесо 8 не действует сила, вызывающая его вращение, вследствие чего это колесо и вал 9 оказываются неподвижными.
При перекрытии дросселя 12 сопротивление перетеканию жидкости в гидромашине 7 увеличивается, увеличивается при этом и тормозной момент на ее валу и солнечном колесе 4 дифференциала 1. Вследствие указанного начинает увеличиваться момент вращения на колесе 8, которое совместно с валом 9 начинает вращаться, осуществляя разгон вала 9. В связи с тем, что в период разгона угловая скорость вала
9 меньше угловой скорости ведущего вала, муфта 16 обгона оказывается разомкнутой. При этом подпружиненный в сторону закрытия золотник 18 отсечет полость 21 гидроцилиндра 17 от гидролинии 23 с рабочей жидкостью высокого давления.
В некоторый момент времени угловые скорости всех звеньев дифференциала 1, а следовательно, и ведущего 3, и ведомого
9 валов, выравниваются. При этом в момент некоторого превышения угловой скорости вала 9 над угловой скоростью ваФормула изобретения
Гидромеханическая передача, содержащая ведущий и ведомый валы, зубчатый дифференциал с ведомым зубчатым колесом, водилом и внутренним солнечным колесом, соединенным с валом гидромашины, регулируемый дроссель, подключенный параллельно к рабочим полостям гидромашины, отличающаяся тем, что, с целью обесЗ5 печения блокировки ведущего и ведомого валов, водило снабжено гидроцилиндром, установленным с возможностью осевого перемещения относительно водила, поршнем, закрепленным на водиле с образованием
4О рабочих полостей в гидроцилиндре, связанных гидролиниями с гидромашиной, подпружиненным поворотным золотником, установленным в торце водила, снабженным муфтой обгона и соединенным с одной из рабочих полостей гидроцилиндра и гидро45 машиной, и зубчатой полумуфтой, закрепленной на торце гидроцилиндра и взаимодействующей с второй полумуфтой, установленной на ведомом валу, на котором закреплена звездочка. муфты обгона.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена распределителем, установленным параллельно дросселю в гидролиниях связи рабочих полостей гидроцилиндра с гидромашиной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 299621, кл.,F 16 Н 39/00, 1971.
fO
25 ла 3 муфта 16 заклинивается, и происходит проворот золотника 18 и соединение гидролинии 23 с полостью 21 гидроцилиндра .17.
В результате этого происходит перемещение последнего и блокировка ведущего 3 и ведомого 9 валов при сцеплении полумуфт
13 и 14. После этого дроссель 12 открывается. Для разъединения вала 3 от вала 9 вновь перекрывается дроссель 12 без создания в полости 10 гидромашины 7 повышенного давления. С помощью распределителя 25 осуществляется соединение полости 10 с гидролинией 24, через которую подается высокое давление жидкости в полость 22 гидроцилиндра 17, который перемещается вправо, осуществляя разъединение ведущего вала 3 от ведомого 9 вала.
Применение изобретения позволяет обеспечить блокировку ведущего и ведомого валов в гидравлической передаче. Поскольку в устройстве, рабочие нагрузки воспринимаются только зубчатыми полумуфтами, а пусковые нагрузки — зубчатым дифференциалом и гидромашиной, данное устройство может обеспечить снижение металлоемкости в тех случаях, когда рабочие нагрузки превышают пусковые.
853247
1 Z> @1 б-б
В-В
А-А
Ри.d
2.2
Составитель В. Рухадзе
Редактор Г. Петрова Техред А. Бойкас Ко р ректор С. Що ма к
Заказ 5599/5 Тираж 006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


