Устройство для бесперебойного пи-тания нагрузки постоянным tokom
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗЬ6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 851643 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.10.79 (21) 2848366/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Н 02 1 9/06
Н 02 J 7/00
Гееударствеиимй комитет пе делам изебретеиий и еткрмтий
Опубликовано 30.07.81. Бюллетень №28 (53) УДК 621.316..925 (088.8) Дата опубликования описания 05.08.81 (72) Автор изобретен ия
E. И. Виткин
Уральское отделение Всесоюзного государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательског института энергетических систем и электрических сетей «Энергосетьпроект» (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ
НАГРУЗКИ ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ
Изобретение относится к устройствам для питания нагрузки постоянным током, например, ответственной нагрузки устройств релейной защиты и оперативных цепей управления на электрических станциях и подстанциях.
Известны устройства для питания нагрузки постоянным током, состоящие из источника питания (аккумуляторной батареи), соединенного через главную соединительную линию и главные защитные блоки (предохранители или селективные автоматы) с секционированными системами шин, от которых через защитные блоки и соединительные линии включена нагрузка |1).
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, которое состоит из двух аккумуляторных батарей, каждая из которых через самостоятельный силовой кабель и селективный автомат соединена с соответствующей секцией сборных шин постоянного тока, от каждой секции через автоматы и кабели питаются нагрузки. При этом ответственная нагрузка может вручную переключаться с одной секции на другую (2).
Однако известное устройство характеризуется большой емкостью источника питания (двух аккумуляторных батарей) и недостаточной надежностью питания ответственной нагрузки. При повреждении в селективных автоматах и на секции шин нагрузка теряет питание до переключения на другую секцию. При повреждении в силовом кабеле дополнительно может выйти из строя соответствующая аккумуляторная батарея, а при повреждении в индивидуальных кабелях или автоматах, через которые непосредственно включена нагрузка, последняя теряет питание на время ремонта поврежденных элементов.-Такие перерывы питания ответственной нагрузки, например релейной защиты высоковольтного оборудования, недопустимы и приводят к необходимости обес печивать дальнее резервирование устройств реЛейной защиты, что требует дополнительных затрат и технически не всегда выполнимо.
Сама аккумуляторная батарея является надежным элементом, поэтому можно без заметного ущерба отказаться от установки
20 двух аккумуляторных батарей, а надежность питания ответственной нагрузки резко повысить измененив схему питания потребителей следующим образом: переключить селектив/
851643 ные автоматы на выводы аккумуляторной батареи до силовых кабелей и запитать ответственную нагрузку от двух секций через отдельные автоматы и кабели, а для исключения подпитки короткого замыкания в одной цепи через другую параллельную цепь включить, например, диодную развязку перед ответственной нагрузкой. В этом случае любое повреждение в сети постоянного тока даже кратковременно. не прерывает питания ответственных нагрузок.
Цель изобретения — снижение затрат и повышения надежности питания ответственной нагрузки.
Указанная цель достигается тем, что в устройство для бесперебойного питания нагрузки постоянным током, содержащее источняк питания, главные соединительные линии, главные защитные блоки, секционированные сборные шины, соединенные через соединительные линии и защитные блоки с ответственной нагрузкой, введены блоки развязки по числу ответственных нагрузок, входы которых соединены с соединительными линиями, а выходы — - ответственной нагрузкой, причем источник питания соединен с секционированными шинами через соединенные последовательно главные защитные блоки и главные соединительные линии.
На чертеже показана блочная схема устройства для бесперебойного питания нагрузки постоянным током.
Устройство состоит из источника I питания, двух главных "àùèòíûõ блоков 2 и 3, служащих для отключения повреждений в главных соединительных линиях 4 и 5 и на секциях сборных шин 6, к секциям сборных шин 6 через загцитные блоки 7 и соединительные линии 8 подключена нагрузка 9, причем наиболее ответственная нагрузка 10 35 подключена на выход блока 11 развязки, представляющий собой, например, четыре диода и служащий для исключения протекания тока на поврежденный участок, на входы блока развязки подано напряжение от каждой из двух секций сборных шин 6 через отдельные защитные блоки 7 и отдельные
coenèíHTeëbHûå линии 8.
В нормальном режиме наиболее ответственная нагрузка 10 питается от двух секций сборных шин 6 по цепи 1 — 2 — 4 — 6 — 7—
8 — I I — 10 и 1 — 3 — 5--6 — 7 — 8 — 11 — 10, а при неисправности на любом участке по оставшейся исправной цепи.
Такое включение наиболее ответственной нагрузки является значительное более надежным, чем в известном устройстве, так как исключает погашение нагрузки при повреждении в соединительной линии и на секции сборных шин, при неисправности в цепи защитного блока, а также при повреждении главной соединительной линии и при неисправности или случайном отключении главного защитного блока.
Отказ от второй аккумуляторной батареи при выполнении предлагаемого устройства вполне правомерен, так как сама аккумуляторная батарея имеет достаточно высокую надежность, а все остальные участки в цепи питания ответственной нагрузки продублированы.
Применение предлагаемого устройства позволит получить экономию около 1500 руб. на подстанцию и значительно повысит надежность питания ответственной нагрузки.
Формула изобретения
Устройство для бесперебойного питания нагрузки постоянным током, содержащее источник питания, главные соединительные линии, главные защитные блоки, секционированные сборные шины; соединенные через соединительные линии и защитные блоки с ответственной нагрузкой, отличающееся тем, что, с целью снижения затрат и повышения надежности питания ответственной нагрузки, в него введены блоки развязки по числу ответственных нагрузок, входы которых соединены с соединительными линиями, а выходы — с наиболее ответственной нагрузкой, причем источник питания соединен с секционированными шинами через соединенные последовательно главные защитные блоки и главные соединительные линии.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Схемы и панели постоянного тока для подстанций напряжением до 500кВ с аккумуляторными батареями из элементов типа
СК и СН. Типовой проект института «Энергосетьпроект», инв № 5732ТМ вЂ” 1. Л., 1972, чертежи ЭЛ вЂ” 1 — 13, ЭЛ вЂ” 1 — 14.
2. Там же, чертежи ЭЛ вЂ” 1 — 15 и ЭЛ—
1 — 16.
85I643
Редактор Л. Пчелинская
Заказ 6381 81
Составитель . Нехаев
Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


