Пьезоэлектрический двигатель
ОП HCAHHE
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<ц851559 (61) ДополнитЕльмое к авт. сеид-ву— (22) ЗаЯвлено 1509,75 (21) 217122 9/18-25 (5t)м. кл. с присоединением заявки Но
Н 01 Ь 41/00
Государственный комитет
СССР во делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 300<81. Бюллетень М 28
Дата опубликования описания 300781 (53) УДК 537. 228. 1 (088. 8) революции (54) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к пьезоэлектрическим приборам и мсжет быть использовано, например, в магнитофонах в качестве ведущего двигателя.
Известен пьезоэлектрический двигатель, содержащий пьезокерамический элемент и подвижный узел f11.
Известен также пьезоэлектрический двигатель, содержащий в качестве двко жителя пьезоэлектрическую пластину с нанесенными на нее электродами, опирающуюся на цилиндрический ротор, регулируемый источник электрического напряжения, выход которого подключен к основным электродам движителя тэ пьезоэлектрического двигателя (2).
Йедостаток известных устройств заключается в том, что в зависимости от величины вращающего момента изменяет-, ся скорость вращения вала двигателя. Ю
Цель изобретения — стабилизация скорости вращения вала двигателя. указанная цель достигается тем, что пьезоэлектрическая пластина двигателя снабжена донолнительневяи элек- 2з тродами, подключенными через выпрямитель и фильтр ко, входу введенного устройства сравнения, выход которого связан со входом регулируемого.источ.ника электрического напряжения, 30
При взаимодействии пьезоэлектрической пластины с вращающимся ротором в ней генерируются поперечные колебания с частотой продольных колебаний, возбуждаемых источником. Амплитуда возбуждаемых поперечных колебаний зависит от скорости вращения ротора, например,при увеличении момента вращения на валу уменьшится скорость вращения ротора, а следовательно, уменьшится напряжение на датчиках изгибных колебаниЯ. Следящая система обеспечит необходимое увеличение напряжения источника электрического напряжения, тем самым вызывая стабилизацию средней скорости вращения.
На чертеже приведена блок-схема пьезоэлектрического двигателя.
Устройство работает следующим образом.
На выходе регулируемого источника, 1 электрического напряжения действует высокочастотное напряжение, возбу. ждакицее с пом:щью основных электродов
2 в пьезоэлементе движителя 3 продольные акустические колебания. При движении по криволинейной поверхности ротора движитель 3 изгибается и в нем механически возбуждаются поперечные колебания, амплитуда которых
851559
Формула изобретения
Составитель A.Èêêðâêîâ
Редактор Ю.Ковач Техред N. Голинка Корректор Н. Стец
Эакаэ 6375/77 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретенкй к открытий
113035, Иосква, Ж-351 Раушская каб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пропорциональна скорости вращения ротора. Для снятия генерируемого поперечными колебаниями напряжения пьезоэлемент движителя имеет дополнительные электроды 4, Объем пьезокерймики, охватываемый электродами 4,поляриэован так, что составляющая электрического напряжения и генерируемая продольными колебаниями компенсируется, например, в двух противоположных направлениях по толщине. Снимаемое с дополнительных электродов нап- ряжение, после выпрямления в блоке 5 .и фильтрации в блоке 6 подается на вход устройства 7 сравнения (например, дифференциального усилителя), где сравнивается с опорным напряжением. На вы- 5 ходе устройства 7 сравнения действует напряжение, пропорциональное при" росту изменения скорости вращения ротора; которое, поступая на вход регулируемого источника 1 электричес- 26 кого напряжения, управляет величиной напряжения, действующего на его выходе осуществляя таким образом стабилизацию скорости вращения вала пьезоэлектрического двигателя. При реверсивном вращении ротора электроды 4 являются основными, а электроды 2 дополнительными.
Использование предлагаемого устройства позволяет обойтись без более сложного традиционного способа ста-, билизации, когда датчик вращения ротора связан с самим ротором.
Пьезоэлектрический двигатель, содержащий в качестве движителя пьезоэлектрическую пластину с нанесенными на нее электродами, опирающуюся на цилиндрический ротор, регулируемый источник электрического напряжения, выход которого подключен к электродам., о т л к ч а ю щ к и с я тем, что, с целью стабилизации скорости вращения вала двигателя, пьезоэлектрическая пластина снабжена дополнительнымк электродами, подключенными через выпрямитель к фильтр ко входу введенного устройства сравнения, выход которого связан со входом регулируемого источника электрического напряжения.
Источники информации. принятые во внимание прк экспертизе
1. Авторс об свидетельство СССР
Р 399036, кл Н 02 N ll/00, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР
9 217509, кл. Н 02 N 11/00, 1965 (прототип).

