Способ измерения профилей катанияколесных пар при репрофилировании иустройство для его осуществления
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ПАТЕНТУ (61)Дополнительный к патенту (22) ЗаЯвлено 06. 10. 76 (21) 240720! /25-28 (23) Приоритет — (32) 09. 10. 75 (31) Р 2545208.8 (33) ФРГ
Опубликовано 15.07.81,Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 17.07.81 но847945 (51) М. Кл.
G 01 В 5/08
G 0I В 5/20
Воударетооииый комитет
СССР
IN делам иэобретеиий
II отхритий (53) УЙК531. .717(088.8) Иностранцы
Гельмут Витткопп и Г (ФРГ) (72) Авторы изобретения
Иностранная фирма
"Вильгельм Хегеншейд, Г (71) Заявитель (ФРГ) (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФИЛЕЙ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ
ПАР ПРИ РЕПРОФИЛИРОВАНИИ И УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА
Изобретение относится к технологии ремонта колесных пар железнодорожных транспортных средств, а именно, к измерению размерных параметров профилей катания колесной пары, подлежащей репрофилированию.
Известен способ измерения профилей катания колесных пар при репрофилировании, заключающийся в том, что демонтированную колесную пару устана- 1О вливают в базирующее приспособление, приводят во вращение, измеряют радиальное положение точек поверхности катания, находят наименьшее значение приведенного радиуса поверхности та катания и на основании этого значения определяют диаметр репрофилируемой колесной пары. В качестве установочной и измерительной баз используют центровые отверстия колесной пары (1). Зт
Устройство для реализации данного способа содержит базирующее приспособление, выполненное в виде жестких центров, узел осевого базирования колесной пары на позиции измерения, радиально подвижные каретки с многомерными профильными шаблонами и измерители радиального перемещения кареток (21.
Недостатком данного способа является необходимость значительного демонтажа колесной пары для получения доступа к центровым отверстиям: необходимо либо полностью снять подшчпгиковые узлы, либо, по крайней мере снять крышки этих узлов. Демонтаж подшипников качения может привести к повреждению как самих подшипников, так и посадочных мест шеек, а снятие крышек — к попаданию грязи внутрь подшипника, что также может вывести его из строя.
Цель изобретения — упрощение способа.
Цель достигается за счет того, что на опоры .базирующего приспособления устанавливают подшипниковые ,узлы колесной пары, а в качестве
7945
5 тывают по рельсам 6 и с помощью подь1О
3 84 измерительной базы используют поверхность вспомогательного круга, концентричную оси вращения колесной пары, Кроме того, поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения.
При этом в устройстве для реализации способа базирующее приспособление выполнено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарным приспособлением.
На фиг. 1 приведено устройство для измерения профилей катания колесных пар, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид в плане.
Устройство содержит основание I, две стойки 2 и 3 с базирующим приспособлением, выполненным в виде платформ 4 и 5 для установки подшипниковых узлов контролируемых колесных пар, рельсы б и подъемный стол
7 для подкатывания и установки на измерительную позицию контролируемых объектов, привод 8 вращения колесных пар на измерительной позиции, траверсу 9, две продольные каретки
10 и 11, устанавливаемые соответственно в правую и левую плоскость измерения профилей колесной пары, толкатели 12 и 13 осевого базирования с датчиками-симметроотметчиками
l4 и 15, поперечные измерительные каретки 16 и 17, каждая из которых
{фиг. 2) снабжена многомерным профильным шаблоном 18, фрикционным измерителем 19 диаметров и рычажношарнирным механизмом 20 для ввода фрикционного измерителя в зону вспомогательного круга, а также.измерителем 2) радиального перемещения каретки.
На каждой из продольных кареток размещена также вспомогательная поперечная каретка 22 (на фиг. 2 показана только одна вспомогательная каретка), служащая основанием для токарного суппорта 23 с резцом 24.
Вспомогательная каретка, суппорт и резец образуют токарное приспособление для проточки поверхности вспомогательного круга. Вспомогательная каретка снабжена также измерительным рычагом 25 с электроконтактным преобразователем 26.
50 ф
Способ измерения профилей катания колесных пар при помощи данного устройства заключается в следующем.
Контролируемую колесную пару подкаемного стола 7 устанавливают подшипниковыми узлами на платформы 4 и 5.
С помощью толкателей 12 и 13, польо зуясь датчиками-симметроотметчиками
14 и 15 устанавливают колесную пару симметрично относительно продольных кареток 10 и !l. .В случае необходимости подшипниковые узлы закрепляют на платформах базирующего приспособления. Затем с помощью токарного суппорта 23 выполняют проточку поверхности вспомогательного круга.
Колесную пару приводят во вращение с помощью привода 8, вводят измерительный рычаг 25 в зону вспомогательного круга и перемещают вспомогательную поперечную каретку 22 радиально от центра до касания измерительного рычага с поверхностью вспомогательного круга, что отмечают с помощью электроконтактного преобразователя
26. Затем резцом 24, установленным в токарном суппорте 23, протачивают поверхность вспомогательного круга и снова ощупывают последнюю измерительным рычагом. Процесс формирования вспомогательного круга считают законченным, когда положение измерительного рычага в течение одного оборота колесной пары перестает изменяться (выведено биение поверхности вспомогательного круга). Затем вводят в зону вспомогательного круга фрикционный измеритель 19 диаметра, радиально перемещают от центра измерительную поперечную каретку 17 до касания фрикционного измерителя с поверхностью вспомогательного круга и определяют диаметр последнего по отношению угловых скоростей колесной нары и измерительного ролика фрикционного прибора. Пусть этот диаметр, например, равен 890 мм. Радиальное положение измерительной каретки отмечают с помощью измерителя 21. Затем упомянутую измерительную каретку пере" мещают радиально к центру до тех пор, пока многомерный профильный шаблон
18 не приходит во взаимодействие с профилем катания колесной пары (взаимодействие многомерного профильного шаблона считается законченным, когд" достигнуто самое близлежащее к оси
890 + 2 ° 40 = 970 мм.
3а счет установки колесной пары совместно с подшипниковыми узлами сокращаются затраты на демонтаж и улучшается сохранность подшипников.
Измерение диаметров поверхностей катания от вспомогательной базы, образованной непосредственно на позиции измерения обеспечивает высокую точность, поскольку погрешности базирования исключаются.
Формула изобретения
1 ° Способ измерения профилей катания колесных пар при репрофилировании,Ю заключающийся в том, что колесную пару устанавливают в баэирующее приспособление, приводят во вращение, измеряют радиальное положение точек поверхности катания, находят наимень- SS
5 8479 вращения место на периферии поверхности .катания колесной пары. Путь перемещения измерительной каретки отмечают по измерителю 21. Допустим он равен 50 мм. Расстояние между фрикционным измерителем и профильным шаблоном аттестовано заранее и равно, например, 90 мм.
В рассматриваемом примере толщина бандажа составляет 1О
90 - 50 = 40 мм а диаметр репрофилирования колесной пары
45 d шее значение приведенного радиуса этой поверхности и на основании этого значения определяют диаметр репрофнлируемой колесной пары, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения способа, на опоры базирующего приспособления устанавливают подшипниковые узлы колесной пары, а в качестве измерительной базы используют поверхность вспомогательного. круга, концентричную оси вращения колесной пары.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения.
3. Устройство для осуществления способа по па. 1 и 2, содержащее базирующее приспособление, узел осевого базирования колесной пары, радиально подвижные каретки с многомерными профильными шаблонами и измеритель радиального перемещения кареток, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что базирующее приспособление выпол.нено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарным приспособлением.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Патент ФРГ В 1142184, кл. G 01 В 5/20, 1958.
2. Патент СССР В 10457, кл. G О) В 5/20, 1927.
84 7945
5563/90 Тираж 642
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I13035 Москва )Н-35 Ра шская наб. д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Романов е актор Е. Дорошенко Техред А.Савка Корректор Н, Швыдкая



