Шаговый электродвигатель
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Сеюз Советских
Социалистических
Республик о1 843125 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.08 79 (21} 2814435/24-07
Р К,л 3 с присоединением заявки ¹
Н 02 К 37/00
Государствеииый комитет
СССР по делам изобретеиий и открытий (23} Приоритет
Опубликовано 309681. Бюллетень № 24 (53) УДК 621. 313. .133.3 (088.8) Датаопубликованияописания 30.06. 81
Усыс нин (72) Авторы изобретения
Краснопевцев, В. В. Вуколов, А.Д. и В. Н. Дегтярев
А. И. (71) Заявитель
i(54) ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электротехнике, в частности к шаговым элек-„ трическим двигателям, которые приобразовывают импульсы электрической энергии в дискретное перемещение ва-. ла. Такие двигатели находят широкое применение в автоматических и телеметрических .Устройствах.
Известны шаговые электродвигатели, содержащие статор с полюсными выступами, постоянными магнитами и обмоткой управления, зубчатый ротор (1) .
Однако асимметричное расположение полюсных выступов усложняет конструкцию и приводит к увеличению габаритно-весовых показателей двигателей.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является шаговый электродвигатель, содержащий статор с обмоткой управления и магнитопроводом, постоянные магниты и зубчатый ротор, установленный на валу Г21 .
Однако расположение обмотки управления внутри двигателя усложняет технологию его изготовления, а наличие одного ротора ограничивает функциональные воэможности двигателя при необходимости иметь несколько выходных синхронно-вращающихся валов.
Цель изобретения — расширения функциональных возможностей двигателя и упрощение технологии его изготовления.
Указанная цель достигается тем, что двигатель снабжен дополнитель О ными ротором и магнитопроводом и имеет стержень, на концах которого расположено по магнитопроводу, постоянному магниту и ротору, а между ними размещена обмотка управления, причем
15 постоянные магниты выполнены кольцевыми, установлены соосно с валом ротора и имеют одинаковую полярность полюсов, прилегающих к стержню.
С целью получения реверсивного
20 вращения роторов двигателя, на его стержне установлена вторая обмотка управления, а между обмотками в средней части стержня размещены третий магнитопровод, третий постоянный маг,нит и третий ротор.
Для уменьшения длины двигателя, стержень двигателя с тремя роторами выполнен изогнутым под прямым углом с центром угла, расположенным на оси
30 вала третьего среднего ротора.
843125
С целью повышения рабочего момента двигателя, стер><ень двигателя на концах расщеплен и на каждом его конце установлено по второму магнитопроводу, постоянному магниту и ротору, обращенному друг к другу, причем Роторы, расположенные на одном конце стержня, закреплены на общем валу.
Для повышения надежности синхронной отработки угла роторы двиraтеля кинематически соединены мех<ду собой, например, с помощью цепной передачи.
На фиг. 1 изображен шаговый двигатель, поперечный разрез; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг. 3 и 4 двигатели с тремя роторами, но с различной конфигурацией стрежня двигателя, вид сверху; на фиг. 5 двигатель с расщепленными концами стержня, поперечный разрез.
Двигатель состоит из основания 1, 20 на котором установлены магнитопроводы 2 и постоянные магниты 3. Магнитопроводы 2 соединены стержнем 4, на котором располо>кена обмотка 5 управления. В воздушном зазоре магнитопровода 2 размецены зубцы роторов б,имеющих магнитную асимметрию благодаря паэам 7. Роторы б закреплены на валах 8, установленных в опорах 9. Валы 8 соединены между собой цепной передачей 10.
Двигатель может .иметь третий ротор б со своим магнитопроводом
2 и постоянным магнитом (не показан), а также втоРую обмоткУ 5 Управления
/ (фиг.3 и 4) .
Стержень двигателя может быть выполнен расщепленным (фиг.5). На концах такого стержня установлены дополнительные магнитопроводы 2, Cf постоянные магниты 3 и роторы 6<х.
<>
Двигатель работает следуюцим образом.
При подаче импульса тока в обмотку 5 магнитный поток, наведенный 45 током, на одном стержне 4 в воздушном зазоре магнитопровода будет усиливать магнитное поле, в другом ослаблять. Изменение магнитного потока в зазорах магнитопроводов приводит к повороту роторов 6, и они занимают полох<ение, соответствующее наибольшей магнитной проводимости при данном распределении магнитного потока в воздушном зазоре. В период отсутствия тока в обмотке 5 роторы б пйремещаются под действием магнитного поля постоянных магнитов 3 и таким образом ротор отрабатывает один шаг. При подаче иМпульса тока противополо>кнои полярности происходит 60 перераспределение магнитного потока, которое приводит к обработке двигателем второго шага. Величина момента и направление вращения роторов зависят от геометрии эубцовой зоны 65 магнитопроводов 2 и роторов б, а также от их взаимного смещения при обесточенной обмотке 5.
Установка дополнительной обмотки
5 на стержень 4 позволяет получить попарное реверсивное движение роторов. Так, при подаче разнополярных импульсов в обмотку 5 роторы 6 и б вращаются в одном направлении, а при подаче раэнополярных импульсов в обмотку 5 роторы б и 6 — в противоположном направлении. Направление
I вращения роторов зависит от их взаимного смецения относительно магнитопроводов 2 при обесточенных обмотках.
Наличие кинематической передачи
10, соединяющей все роторы, обеспечивает сохранение одинакового поло>кения роторов друг относительно друга даже при потере шага одним иэ роторов.
Таким образом, предлагаемое изобретение благодаря наличию нескольких роторов существенно расширяет функциональные возможности двигателя, а расположение обмотки управления на стержне, соединяющем магнитопроводы, упрощает технологию его изготовления.
Формула изобретения
1. очаговый электродвигатель,содержащий статор с обмоткой управления и магнитопроводом, постоянные магниты и, зубчатый ротор, установленный на валу, о т л и ч à ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей двигателя и упрощения технологии изготовления, двигатель снабжен дополнительными ротором и магнитопроводом и имеет стержень, на концах которого расположено по магнитопроводу, постоянному магниту и ротору, а между ними размещена упомянутая обмотка управления, причем постоянные магниты выполнены кольцевыми, установлены соосно с валом соответствующего ротора и име>эт одинаковую полярность, полюсов прилегающих к стержйю.
2. Электродвигатель по п.1, о т л и ч.а ю шийся тем, что., с целью реверсирования на стержне двигателя установлена вторая обмотка управления, а между обмотками в средней части стержня размещены третий магнитопровод, третий постоянный магнит и третий ротор.
3. Электродвигатель по в.2, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения длины двигателя стержень двигателя выполнен изогнутым под прямым углом с центром угла, расположенным >ьа оси вала третьего ротора.
4. Электродвигатель по п.1, о т-. л и ч а ю шийся тем, что, с
843125
5 целью повышения рабочего момента, стержень двигателя на концах расщеплен н на каждом его конце установлено по второму магнитопроводу, постоянному магниту н ротору, обращенному друг к другу, причем роторы, расположенные на одном конце стержня, закреплены на общем валу.
5 ° Электродвигатель по пп. 1-4, отличающийся тем, что
1 с целью повышения надежности син хронной отработки угла роторы двигателя кинематически соединены между собой, например, с помощью цепной . передачи..
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 2432600, кл. 310-49, 1947. . 2. Авторское свидетельство СССР
М 544063, кл. Н 02 К 37/00, 1977.
84 3125
Составитель 3. Горник
Редактор М. Лысогорова Техред A,À÷, Корректор A- Гриценко
Заказ 5153/76 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, )Z-35, Раушская наб., д. 4/5
" :-., Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4



