Дифференциал транспортного средства
ОП ИСАЫИЕ
ИЗОБРЕТЕ Ы ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (iii839756 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.07.76 (21) 2383284/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл. з
В 60 К 7/20
f4cfA3pcIQN4blN кемнтет
СССР
Опубликовано 23.06.81. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 28.06.81 (53) УДК 629.! 13..587 (088.8) ло делам нзабретеннй и еткрмтий
А. Т. Скойбеда, П. П. Артемьев и В. В. кирич
/, .т T + д г хр„„,, Л,, лепт тМ.ь Белорусский политехнический институт I (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1. Изобретение относится к блокируемым дифференциалам. Известен дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, в котором размещены крестовина с сателлитами, шестерни, установленные посредством шлицевых соединений на полуосях и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами, и механизм блокировки, имеющий разжимную муфту (1) . Недостатком самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения является то, что они обеспечивают частичное блокирование дифференциала при движении на повороте, что приводит к перегрузке трансмиссии и ухудшает управляемость транспортного средства. Цель изобретения — автоматизация процесса управления. Цель достигается тем, что механизм блокировки снабжен двумя зубчатыми муфтами, одни элементы которых связаны с крестовиной, а другие — с соответствующими полумуфтами разжимной муфты, причем высота зубьев разжимной муфты, по крайней мере, в два раза больше высоты зубьев зубчатых муфт, каждая полумуфта разжимной муфты 2 установлена на соответствующей полуоси с возможностью осевого перемещения и подпружинена относительно последней, а радиальный зазор в зацеплении зубчатых муфт равен радиальному зазору в шлицевом соединении и равен проекции скоса зуба раз5 жимнои муфты на плоскость, перпендикулярную оси ее вращения. На фиг. 1 изображен дифференциал транспортного средства, общий вид; на фиг. 2— механизм блокировки, при блокированном дифференциале; на фиг. 3 — то же, при разблокированном дифференциале. Дифференциал содержит корпус 1, в котором расположена крестовина 2 с сателлитами 3. Шестерни 4 и 5 и зубчатые муфты 6 и 7 с зубьями 8 — 11 связаны с полуосями 15 12 и 13 и подпружинены относительно их пружинами 14 и 15. В расточке одной из зубчатых муфт установлена разжимная муфтата 16 с зубьями 17, которые имеют ступеньку 18. Для равномерного распределения нагрузки между сателлитами 3 и зубчатыми муфтами 6 и 7 и рассоединения зубьев l0 и 11 радиальный зазор 19 и 20 в зацеплении зубчатых муфт 6 и 7 крестовины 2 равен радиальному зазору в шлицевом 839756 з соединении шестерен 4 и 5 с полуосями 12, 13 и равен проекции скоса зуба 21. В зацеплении зубьев IO и 11 отсутствует радиальный зазор, причем высота их вдвое больше высоты зубьев 8, 9. Дифференциал работает следующим образом. При движении по прямой, когда угловые скорости корпуса 1 дифференциала и шестерен 4 и 5 равны, зубчатые муфты 6 и 7 блокируют дифференциал. При движении по криволинейной траектории, например поворот влево, полуось 13, связанная с зубчатой муфтой 6, обгоняет крестовину 2. При этом полуось 13 и зубчатая муфта 6 проворачиваются относительно шестерни 4 и крестовины 2, так как имеют радиальные зазоры в шлицевом соединении полуоси 13 и шестерни 4 и в зацеплении зубчатой муфты 6 с крестовиной 2. В процессе поворота под действием осевой силы, возникающей в зацеплении зубьев IO и 11 зубчатых муфт 6 и 7, зубчатая муфта 6 перемещается вправо до упора в торец полуоси 13, при этом зубья 8 зубчатой муфты 6 выходят из зацепления с зубьями крестовины 2. Дальнейшее относительное вращение полуосей 12 и 13 вызывает перемещение зубчатой муфты 7 влево. При этом зубья lO и 11 и зубья крестовины выходят.из зацепления и разблокируют дифференциал. Разжимная муфта 16, имеющая зубья 17 со ступеньками 18, опирается на торцы зубьев 10 зубчатой муфты 6 и препятствует сцеплению с зубьями 11 зубчатой муфты 7. После окончания поворота при переходе к прямолинейному движению управляемые колеса совершают одно-два колебания. При таких колебаниях одна из зубчатых муфт ускоряет, а другая замедляет свое вращение относительно крестовины 2, что приводит к изменению направления относительно вращения зубчатых муфт 6 и 7. При этом зубья 10 сходят со ступенек 18 и под действием пружин 14 и 15 зубчатые муфты 6 и 7 сцепляются с крестовиной 2 и между собой, тем самым автоматически блокируют дифференциал. Таким образом, происходит автоматическое блокирование дифференциала при прямолинейном движении и разблокирование при движении на повороте. При повороте в другую сторону устройство работает аналогичным образом. 1О Формула изобретения Дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, в котором размещены крестовина с сателлитами, шестерни, установленные посредством шлицевых соединений на полуосях и находящиеся в зацеплении с упомянутыми сателлитами, и механизм блокировки, имеющий разжимную муфту, 20 отличающийся тем, что, с целью автоматизации процесса управления, механизм блокировки снабжен двумя зубчатыми муфтами, одни элементы которых связаны с крестовиной, а другие — с соответствующими полумуфтами разжимной муфты, причем высота 25 зубьев разжимной муфты, по краинеи мере, в два раза больше высоты зубьев зубчатых муфт, каждая полумуфта разжимной муфты установлена на соответствующей полуоси с возможностью осевого перемещения и подзп пружинена относительно последней, а радиальный зазор в зацеплении зубчатых муфт равен радиальному зазору в шлицевом соединении и равен проекции скоса зуба разжимной муфты на плоскость, перпендикулярную оси ее вращения. 35 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 1047635, кл. 63 С 13/07, опублик. 1359. 839756 /7 18 6 r9 Составитель Н. Николаева Редактор В. Иванова Техред А. Бойкас Корректор Н. Стен Заказ 4626/15 Тираж 732 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4