Рабочее колесо турбомашины
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскмк
Соцмаммстмческмк
Республнк о 836371 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.04.79 (21) 2750566/24-06 (SI) М. Кл. с присоединением заявки №вЂ”
F01 D5/10.
Гаеударстееллмй кемлтет
СССР ев делам лэавретенлл к втармтлл г (23) Приоритет—
Опубликовано 07.06.81: Бюллетень № 21
Дата опубликования описания 17.06.81, (53) УДК 621.438-253. 5 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В. П. Сигалов, В. Ф. Осипов и И. И. Llap (7I ) Заявитель (54) РАБОчее КОлесО тУРБОМАшины
Изобретение относится к области турбостроения.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является рабочее колесо турбомашины, содержащее лопатки, имеющие ножки с полками, и установленные между ножками демпфирующие вставки, каждая из которых выполнена в виде тонкостенной скобы 11).
Такое выполнение рабочего колеса имеет существенный недостаток при установке его в ротор турбины, где температура окружающей среды достаточно высока. От воздействия высокой температуры материал вставки теряет свои упругие свойства и демпфирующие свойства вставки существенно уменьшаются, та к ка к демпфирование происходит только благодаря воздействию силы .трения.
Ф
Целью изобретения является повышение эффективности демпфирования.
Это достигается тем, что ножки лопаток
:снабжены торцовыми козырьками, а каждая скоба со стороны выхода потока имеет заглушенную стенку, контактирующую с козырьками.
На фиг. 1 схематически изображен общий вид рабочего колеса; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — демпфирующая вставка.
Рабочее колесо турбомашины содержит лопатки 1, имеющие ножки 2 с полками 3, и установленные между ножками 2 демпфирующие вставки, каждая из которых выполнена в виде тонкостенной скобы 4. Ножки 2 лопаток 1 снабжены торцовыми козырьками 5, а. каждая скоба 4 со. стороны выхотв да потока имеет заглушенную стенку 6, контактирующую с козырьками 5.
При вращении рабочего колеса тонко стенные скобы 4 прижимаются центробежной силой к полкам 3 и перепадом давления к торцовому козырьку 5. Благодаря силам та трения между полками 3, торцовыми козырьками 5 с одной .стороны и скобами 4 происходит демпфирование колебаний рабочих лопаток.
Такое рабочее колесо турбомашины позав волит увеличить КПД ступени из-за уменьшения потерь рабочего тела и повысить эффективность демпфирования за счет прижатия боковых стенок скобы к ножкам лопаток За счет перепада давления.
8363?! з
Формула. изобретения
Составитель Н. Стученкова
Техред А. Бойкас . Корректор М. Коста
Тираж 553 ° Подписное
Редактор Т. Загребельная
Заказ 2976/24
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по дела м изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Рабочее коЛесо турбомашины, содержа(gee л4й1атки, име1ошие ножки с полками, 44 уста1иовленные между ножками демпфирующиЬ вставки, каждая из которых выполнена в1 Миде тонкостенной скобы, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, ножки лопаток снабжены торцовыми козырьками, а каждая скоба со стороны выхода потока имеет заглуц1енную стенку, контактнруюьцую с козырьками.
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Авторское свидетельство СССР № 435360, кл. F Ol D 5/10, 1972.
4-A

