Индукционный лаг
<»>834522
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) jl,îïîëèèòåëüíîå к авт. свил-ву (22) За алеко 30. 10.79 (21) 2835855/18-10 (51)M. Кл. с присоединением заявки K
Й 0 1 Р 5/08
Гооудорстоонный комитет (23) Приоритет
Опубликовано 30.05.81. Бюллетень ¹ 20
Дата опубликования описания 30.05.81 по делам изобретений н открытий (53) УДK 532.574.,1 (088.8 ) (72) Авторы изобретения
P.— Ñ. С. Сташонок (7I ) Заявитель. (54) ИНДУКЦИОННЫЙ ПАГ
Изобретение относится к измерител» ным приборам, используемым для изме- рения скорости пройденного расстояния судна.
Известны индукционные лаги, работающие на основе закона электромагнитной
5 индукции и содержащие, как правило, индукционный преобразователь скорости набегающего потока забортной воды и измерительную счетно-ре:. ающую схе-. му $1).
Недостатками известных лагов являются низкая точность измерения скорости из-за возникающей на электродах паразит ной трансформаторной помехи, ЭДС которой по величине превышает полезный сигнал, и низкая надежность преобразователей.
Также известен лаг, преобразователь которого содержит неподвижный постоянный магнит, два приемных электрода и измерительную схему, а с целью устранения поляризации электродов, измерительная схема содержит источник деполяризации, вырабатывающий импульсное напряжение постоянной амплитуды, подключенный к измерительным электродам. Измерение наведенной на электродах ЭДС производится дискретно во время нулевого . смещения напряжения деполяризации (21.
Недостатком данного лага является невысокая точность измерения скорости, вызванная остаточной поляризацией,.которая возникает из-за того, что при нулевом напряжении источника деполяризации, т.е. в момент измерения, через электроды по-прежнему протекает постоянная составляющая тока, обусловленная
ЭДС полезного си1нала и входным со- противлением измерительной схемы. Таким образом, поляризация отсутствует лишь для тока деполяризации, в то время как измерительный ток, созданный полез» ным сигналом, по-прежнему вьтзьтваесполяризацию электродов, что снижает точность измерения скорости судна„
834822 4 цепи, проходит переменный ток, по амплитуде пропорциональный скорости потока.
Основным достоинством устройства яв ляется то, что выхопное напряжение ЗУ
4 и 5 автоматически за период работы ключей поддерживается на уровне полезного сигнала, измерение которого происходит непрерывно.
Предлагаемый индукционный лаг пози l0 воляет повысить точность и достоверность измерения скорости судна .за счет полнсго исключения отрицательного явления поляризации электропов. Исключение поляризации постигается тем, что электроды греобразователя благодаря наличию переключателей периодически с частотой 1060 Гц попключаютая к выходам двух запоминающих устройств. Причем величина напряжения ЗУ автоматически попперживается на уровне полезного сигнала, снимаемого с измерительных электродов, а полярность направлена навстречу ЭДС ва полезного сигнала. При это измерение полезного сигнала производится не только в моменты отсутствия деполяриэуюшего сигнала, но и при наличии его, что обеспечив ает непрерывное иэ мерение скорости супна и полное исключение поляризации, так как при наличии постоянного магнита, ЗУ и переключателей по измерительной цепи циркулирует не постоянный а переменный ток, амплитуда которого пропорциос- нальна скорости судна, а частота опре» д- деляется переключателем.
Ф
Повышение точности измерения скорости пает возможность более точно осуществлять прокладку курса и рассчитывать время нахождения судов в плавании.
Ыель изобретения — повышение точнос ти инпукционного лага путем исключения поляризации электродов.
Указанная цель достигается тем, что в индукционный лаг, включающий постоянный магнит и два приемных электрода, а также измерительную схему, ввепены пва запоминающих устройства, пва опнополупериопных выпрямителя и два переключателя, при этом каждый электро в первом положении переключателя подключен непосредственно ко входу иэмери тельной схемы, а во втором — к электродам подключено запоминающее устройств вход которого через опнополупериопный выпрямитель подключен к выхопу измерительной схемы.
На чертеже изображена функциональна схема устройства.
Устройство содержит преобразователь скорости с размещенным в нем постоянным магнитом 2 и двумя приемными электродами 3; два запоминающих устройст (ЗУ) 4 и 5, выходы которых подключены к переключателям б,,а входы— к опнополупериодным выпрямителя 7 и 8, подключенным к выходу измерительной схемы 9.
Лаг работает следующим образом.
При движении судна на приемных эле ..тропах 3 возникает ЭДС полезного сиги ла определенной полярности (+ и -).
В положении 1 переключателей 6 обе печивается прохождение сигнала непосре ственно на вход измерительной схемы 9 где он усиливается и через выпрямители
7 и 8 поступает на вхопы ЗУ, которые на выходных зажимах вырабатывают и некоторое время поддерживают напряжения, по величине равные полезному сигналу, 40 и включенные во встречном ему направлении.
При перебросе переключателей 6 в положение 11 выходные напряжения обеих
ЗУ в сумме с полезным сигналом создают 45 в электротягой цепи ток противоположного напряжения, а на входных зажимах измерительной схемы 9 тот еже полезный сиг нал, но противоположной полярности, который не пройдет на входы ЗУ из за на.личия однополупериодных выпрямителей
7и8.
При возвращении переключателей 6 в положение l процесс запоминания повторя55 ется. Для полного исключения поляризации эти переключения достаточно делать с частотой 10-60Гц. На выходе измерительной схемы 9 так же, как и в электродной
Формула иэ обретения
Индукционный лаг, содержащий преобразователь скорости потока забортной воды, включающий постоянный магнит и два.приемных электрода, выходы которых подключены к измерительной схеме, о т— л и ч а к ш и и с я тем, что, с целью повышения точности лага путем исключения поляризации электродов, в него введены два однополупериодных выпрямителя, два запоминающих устройства и два переключателя, причем выход измерительной схемы через последовательносоединенные пер- вый однополупериодный выпрямитель, первое запоминающее устройство и первый переключатель соединен с первым приемным электродом, а через второй однополупериодный выпрямитель, второе запоми834522
Составитель М. Хаустов Редактор Л. Филь Техред Ж.Кастелевич
Корректор С, Щомак
Заказ 4093/67 .Тира к 907 ° Подписное
ЭНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 наюшее устройство и второй переключатель —.со вторым электродом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I !
) 6
1. Авторское с чщетг л ьств о СССР
Иа 498553, кл. 5 01 Р 5/04, 1976.
2. Патент СИЗА ."5 3897684, кл. 73-189 1975 (прототип).


