Способ транспортирования природногогаза по магистральному трубопроводу
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»)832241 ю
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.06.78 {21) 2630427/25-08 с присоединением заявим ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 230581. Бюллетень № 19 (5!)М. Кл.з
17 0 1/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК б43.б21 (088.8) Дата опубликования описания 23. 05. 81
A.Ï. Клименко, П.A. Каминский и A.Ï. Степане
1 (72) Авторы изобретения
Киевский филиал Всесоюзного научноисследовательского института по строительству. магистральных трубопроводов Миннефтегазстроя и AH Украинской CCP
{71) Заявитель (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА
ПО МАГИСТРАЛЬНОМУ ТРУБОПРОВОДУ
Изобретение относится к трубопроводному транспорту газа и может быть использовано преимущественно в условиях северных районов.
Известен способ транспортирования природного газа по магистральному трубопроводу, путем его сжатия в компрессорных установках и последующего охлаждения в воздушных охладителях и холодильных машинах.
Количество и мощность холодильных машин и воздушных охладителей, установленных на компрессорных станциях по трассе газопровода, выбирается иэ условий обеспечения необходимого уровня охлаждения газа (обычно 0-2 С) в наиболее жаркий период (11.
Недостаток известного способа заключается в том, что он имеет сравнительно высокие суммарные удельные знергоэатраты на сжатие и охлах<дение газа. 25
Цель изобретения — снижение указанных энергозатрат.
Поставленная цель достигается тем, что газ перед сх<атием в компрессорах предварительно охлаждают до тем- 3Q пературы, ниже температуры нарух<ного воздуха.
На чертеже схематически изображена обвязка компрессорной станции.
Схема включает газовую магистраль
1, компрессор 2 с обводным вентилем
3, воздушный охладитель 4 с отводным вентилем 5 и холодильные машины б с обводным вентилем 7.
Обвязка компрессорной станции включает задвижки 8-13, установленные до и после компрессора,воздушного охладителя и холодильной машины, отсекающую задвижку 14 на магистрали. 1, а также задвижки
15-22.
Схема обвязки позволяет по мере снижения температуры воздуха поочередно отключать холодильные машины и воздушные охладители от газовой магистрали за компрессорами н подключать к газовой магистрали перед ними.
В зависимости от температуры наружного воздуха .транспортировка газа осуществляется по следующей схеме.
Пример 1. Температура газа на выходе в компрессорную станцию
832241
Формула изобретения
БИИИПИ Заказ 3151/28 .Тираж 549 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 Т = 20 С, температура воздуха о
Т8 = 25 С. Газ последовательно. сжимается в компрессорах 2, где его температура повышается до 50 С,охлаждается в воздушных охладителях
4 до температуры Т = Т + 10
25 + 10 = 35 C и в холодильных ма.шинах б от 35 С до О С, после чего подается в магистральный газопровод. При этом открыты вентили 15, 8-13, остальные вентили закрыты.
Пример 2. Температура газа на входе в компрессорную станцию
Тг = 10 С, температура воздуха
ТВ = 0 C. Часть холодильных машин б отключается от газовой магистрали за компрессорами и подключается к газовой магистрали перед компрессорами. Газ охлаждается в них до температуры -5 C, затем сжимается в компрессорах 2, где его температура повышается до +25 C, охлаждается в 20 воздушных охладителях 4 до температуры Тд = T + 10 = О + 10 = 10 C и в нео1ключенных от газовой магистрали за компрессорами холодильных машинах 6 до 0 С, после чего пода- р ется в магистральный газопровод. При этом на холодильных машинах, подключенных к газовой магистрали перед компрессорами, открыты вентили 18 и
19, а на подключенных к магистрали за компрессорами — вентили 12 и 13.
Остальные вентили, кроме вентилей
8-11, закрыты.
Пример 3. Температура газа на входе в компрессорную станцию
T 5 C, температура воздуха
T> — 10С C. Все холодильные машины 6 подключены к газовой магистрали перед компрессорами. Газ охлаждается s них до температуры -15 С, затем сжимается в компрессорах 2, где его температу- 40 ра повышается до +15 C охлаждается в воздушных охладителях 4 до температуры T> = Т + 10 = -10 + 10 = 0 С, после чего подается в магистральный газопровод. При этом открыты венти- 45 ли 18,19 и 7-11, остальные закрыты.
Пример 4. Температура. газа на выходе в компрессорную станцию
Т, = 0 С, температура воздуха
T> — 20 C. Часть воздушных охладителей 4 отключается от магистрали за компрессорами и подключается к магистрали до компрессоров, перед холодильными машинами 6. Газ вначале охлаждается в воздушных охладителях до температуры -8 С, затем охлаждается в холодильных машинах от -8 С до -2з0С, сжимается в компрессорах, где температура повышается до +5 C, охлаждается в неотключенных от газоной магистрали за компрессорами воздушных охладителях до OoC,ïoñëå чего подается в магистральный газопровод. При этом на воздушных охладителях, подключенных к газовой магистрали перед компрессорами,открыты вентили 16 и 17, а на подключенных к магистрали за компрессорами вентили 10 и 11.
Пример 5. Температура газа на входе в компрессорную станцию
Т4 — 5 С, температура воздуха Тв
30 С. Все воздушные охладители 4 подключены к магистрали до компрессоров, перед холодильными машинами
6. Газ охлаждается в воздушных охладителях до температуры -15 С, затем в холодильных машинах до температуры -30 С и сжимается в компрессорах.
При этом его температура повышается до +0 Ñ, после чего газ подается в магистральный газопровод.При этом открыты вентили 15-20, 5 и 7-9, остальные закрыты.
Предварительное охлаждение газа перед его сжатием обеспечивает снижение удельной мощности, расходуемой на его сжатие.
Способ транспортирования природного газа по магистральному трубопроводу, путем его компримирования и последующего охлаждения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения удельных энергозатрат, гаэ перед компримированием предварительно охлаждают до температуры, ниже температуры наружного воздуха.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 545819., кл. F L 53/00, 1975.

