Дисково-колодочный тормоз
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()830053
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.10.78 (21) 2673225/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 16 D 55/224
Гасударственный комитет (53) УДК 62-592 (088.8) Опубликовано 15.05.81. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 25.05.81 по денам изобретений
N еткрмтий
А. А. Баранов, В. П. Стешенко и А. С. фефосов -
S
/ .1
Ордена Октябрьской Революции и ордена ТрудовоЪт-Красного
Знамени Запорожский автомобильный завод «Коммунар>" и Харьковский автомобильно-дорожный институт (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к тормозным устройствам автомобилей.
Известен дисково-колодочный тормоз, содержащий корпус, установленные в нем с возможностью взаимодействия с тормозным диском, по крайней мере, две тормозные колодки с фрикционными накладками, центр тяжести которых смещен по отношению к оси действия тормозного усилия в сторону, противоположную направлению вращения тормозного диска, при этом накладка симметрична относительно оси действия тормозного усилия (1) .
Недостатком этого дисково-колодочного тормоза является неравномерный износ фрикционных накладок в результате действия на тормозную колодку момента силы трения и силы реакции на колодку со стороны, суппорта, который создает перекос колодки.
Цель изобретения — повышение долговечности фрикционных накладок путем обеспечения равномерного их износа.
Поставленная цель достигается тем, что в дисково-колодочном тормозе, содержащем корпус, установленные в нем с возможностью взаимодействия с тормозным диском, по крайней мере, две тормозные колодки с фрикционными накладками, центр тяжести которых смещен по отношению к оси действия тормозного усилия в сторону, противоположную направлению вращения тормозного диска, по крайней мере, одна из боковых поверхностей фрикционных накладок расположена под острым углом к торцовой поверхности тормозного диска, при этом вершина упомянутого острого угла обращена в сторону, противоположную направив лению врашения тормозного диска.
На фиг. 1 показан тормоз с накладкой, одна из боковых поверхностей которой выполнена под углом; на фиг. 2 — то же, боковые поверхности которой параллельны и выполнены под углом.
В неподвижном корпусе 1 установлен цилиндр 2 с поршнем 3 и уплотнителем 4.
Поршень 3 взаимодействует с тормозной колодкой 5, фрикционная накладка 6 которой имеет со стороны тормозного диска 7
2О поверхность 8, выполненную к нему под острым углом, а другую боковую поверхность 9 — под прямым углом. Центр 10 тяжести накладки 6 смещен относительно равнодействующей тормозного усилия Р, на830053
Формула изобретения
tuz.1 правленной вдоль оси,поршня 3. Накладка 6 взаимодействует с тормозным диском 7. Усилие P направлено вдоль оси 11 поршня 3.
Сила реакции Rg в процессе износа фрикционной накладки перемещается вдоль линии 12. У фрикционной накладки 6 под острым углом к торцовой поверхности тормозного диска 7 выполнены боковые поверхности 13 и 14 (фиг. 2).
При работе тормоза поршень 3 воздействует на колодку 5 с накладкой 6 тормозным усилием Р, прижимая ее к тормозному диску 7. В результате взаимодействия на колодку 5 с накладкой 6 действуют две пары сил: одну составляют сила трения Т в плоскости контакта накладки 6 с диском 7 и сила реакции суппорта К на колодку 5, а другую — равнодействующая тормозного усилия P и сила реакции диска 7 на накладку 6 Rg . Пары сил уравновешены, а сила Rg расположена в центре 10 тяжести сечения накладки 6. При износе накладки 6 изменяется ее толщина, изменяется момент пары сил Т и R с и, следовательно, момент пары сил P u Ra . Так как сила P приложена вдоль оси 11 поршня 3, то изменяется положение силы R g . Выполнение боковой поверхности 8 накладки 6 под острым углом к торцу тормозного диска 7 углом с позволяет силе К д всегда находиться в центре 10тяжести накладки 6 и при износе она (сила) перемещается вдоль линии 12. Вследствие этого обеспечивается ггоддержание равномерзо ного давления между накладкой 6 и диском 7 и исключается перекос накладки 6, что повышает ее долговечность.
Такой же эффект достигается при выполнении в конструкции тормоза накладки, боковые поверхности которой 13 и 14 параллельны и расположены под острым углом к торцовой поверхности тормозного диска 7.
Применение дисково-колодочного тормоза позволяет повысить срок службы тормозных фрикционных накладок, что влияет на долговечность всего устройства в целом.
Дисково-колодочный тормоз, содержащий корпус, установленные в нем с возможностью взаимодействия с тормозным диском, по крайней мере, две тормозные колодки с фрикционными накладками, центр тяжести которых смещен по отношению к оси действия тормозного усилия в сторону, противоположную направлению вращения тормозного диска, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности фрикционных накладок путем более равномерного распределения удельного давления, по крайней мере, одна из боковых поверхностей фрикционных накладок расположена под острым углом к торцовой поверхности тормозного диска, при этом вершина упомянутого острого угла обращена в сторону, противоположную направлению вращения тормозного диска.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3422935, кл. 188 — 73, 1969.
830053
1а и ра Бани с фащЕНиЯ
@ 2
Редактор Т. Веселова
Заказ 2887/30
Составитель Е. Ахматова
Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Тираж l 006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


