Способ холодной прокатки на много-клетевых ctahax
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6.1) Дополнительное к авт. саид-ву
Ф г ъ. г ,г (22) Заявлено 060879 (21) 2805 07/22-02 с присоединением заявки HP (23) Приоритет
Опубликовано 150581. Бюллетень 8918
Дата опубликования описания 150581 (511М. Кл 3
В 21 В 45/02
Государственный комитет
СССР по делам и обретений и открытий (53) УДК 621 77 0 (088.8) (72) Авторы изобретения
A.Ï. Грудев, A.Ä. Размахнин, К.A. Иванов, Ю.Л. Гринюк и В.A. Сорокин
4Ф, g. -„" 1 .
Днепропетровский металлургический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ HA МНОГОКЛЕТЕВБ Х
СТАНАХ
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано преимущественно на многоклетевых станах холодной прокатки.
Известен способ холодной прокатки, включающий громасливание полосы перед прокаткой водной эмульсией, концентрацией 5-10%, состоящей из продуктов конденсации синтетических жирных кислот фракцией С о и выае с триэтаноламином, а охлаждение ведут чистой водой (1).
Основной недостаток способа заключается в том, что предварительное промасливание подката:осуществляется 15 однократным нанесением смазки перед прокаткой, что не обеспечивает нормальных условий трения во всех клетях многоклетевого стана, так как толщина слоя смазки в каждой последующей 20 клети непрерывно убывает. Это обусловлено тем, что смазка, во-первых, смывается охлаждающей водой и, вовторых, распределяется между валками и полосой. Кроме того, невозможно контролировать равномерность нанесения и, толщину смазочного слоя при промасливании и последующей прокатке.
Неравномерность смазочной пленки на поверхности полосы приводит к наруше- 30 нию стабильности процесса на многоклетев ых с т ан ах.
Наиболее близким к предлагаемому является способ холОдной прокатки на многоклетевых станах, заключающийся в том, что на полосу после выхода металла из клети подают эмульсию кон- . центрацией 0,1-0,5%, а перед входом в очаг деформации концентрацию эмульсии повышают в 5-10 раз, а охладитель подают на валки со стороны выхода металла из клети, экранируя полосу от попадания воды (2)..
Недостатком указанного способа холодной прокатки является то, что в процессе прокатки используется эмульсия, вязкость базового масла в . которой постоянна. Поскольку в кал дую последующую клеть входит металл более наклепанный, чем в предыдущей клети, то эффективность способа при прокатке в последних клетях уменьшается. Эффективность смазки при грокатке является функцией толщины смазочного слоя.
Так как с.увеличением предела теку. чести в последующих клетях толщина слоя смазки уменьшается, снижается эффективность ее смазочного действия, Для устранения этого необходимо уве- .
829239 личить концентрацию эмульсии на входе в последующую клеть, что связано с избыточным расходом смазочного материала.
Цель изобретения — повышение эффективности процесса прокатки, снижение расхода смазочного материала.
Поставленная цель достигается тем, что в каждой последующей клети концентрацию эмульсии уменьшают в 0,55 раз, а вязкость базового масла увеличивают пропорционально увеличе- нию предела текучести прокатывaeMoro металла в 1,5-2,5 раза.
При прокатке .со смазкой толщина смазочного слоя определяется при прочих равных условиях пределом текучести прокатываемого металла. Одновременно толщина смазочного слоя зависит от вязкости базового масла.
Вследствии этого между пределом текучести и вязкостью эмульсионной 20 смазки существует определенная зависимость. Теоретические предпосылКи и проведенные в лабораторных условиях исследования показывают, что смазочная эффективность эмульсий увеличивается с повышением вязкости базового масла в ней. Кроме того, полученные зависимости количества масляной фазы эмульсии, поступающей в очаг деформации при прокатке мета "а с раз- 30 личным пределом текучести, показывают, что с увеличением предела текучести 6т увеличивается количество масляной фазы эмульсии, поступающей в очаг деформации. Проведенные исследования зависимости толщины ñìàзочного слоя от концентрации эмульсии показали, что в пределах 0,1-10% толщина смазочного слоя не изменгется.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о целесообразности 40 использования предлагаемого способа смазки, поскольку эффективность процесса прокатки по этому способу выше,чем по известным способам, использующим эмульсию с базовым маслом постоянной 45 вязкости.
В настоящее время концентрация эмульсий, применяемых при холодной прокатке составляет преимущественно
2-5%, а в некоторых случаях может достигать 10%. Базовые масла для приготовления эмульсий являются маловязкими,т.е. их вязкость не превышает 100 сСт при 20 ОС . В то же вре- мя при прокатке холоднокатанного
55 металла предел текучести для малоуглеродистых сталей увеличивается примерно в 2-4 раза, что пропорционально увеличивает энергосиловые параметры. Радикальным средством сниже- Щ ния энергосиловых параметров является использование высоковязких. эффективных смазок.
Известно, что силу трения можно представить как функцию предел те- 5 кучести прокатываемого металла GT в виде с тс,.
Эдесь показатель силы трения является коэффициентом пропорцио-нальности, зависящим от условий трения, в частности от вязкости смазки. Исходя из этого видно, что изменяя вязкость базового масла в эмульсии пропорционально пределу текучести прокатываемого металла, можно добиться постоянства или же снижения усилий трения по клети непрерывного стана.
Снижение концентрации эмульсии по ходу прокатки позволяет получить полосы с минимальным количеством жировых загрязнений,что положительно сказывается на качестве их поверхности после отжига. Пределы изменения концентрации эмульсии в 0,5-5 раз в последующей клети меньше чем в предыдущей обеспечивают, с одной стороны, высокую чистоту и качество поверхности полос, а с другой стороны — остается высокой эффективносты
Эмульсии поскольку вязкость базового масла постоянно повышается. Снижение концентрации эмульсии более чем в пять раз нецелесообразно, так как приводит к резкому ухудшению ее смазочных свойств. Снижение концентрации менее чем в 0,5 раза также нецелесообразно по двум причинам, а именно: не приводит к экономии смазочных материалов и не снижает зажиренности полосы. Выбранные пределы увеличения вязкости базового масла в 1,5-2,5 раза (пропорционально пределу текучести прокатанного металла) обусловлены с одной стороны, обеспечением оптимальной смазочной эффективности эмульсии, а с другой стороны — воз-можностью изготовления эмульсии из масел с высокой вязкостью. Изменение этих пределов в большую или меньшую сторону приводит к невозможности получения эмульсии (масла с вязкостью более 3000 сСт при 20 С) или низкой эффективности эмульсии.
Формула изобретения
Способ холодной прокатки на многоклетевых станах, включающий подачу эмульсии различной концентрации на полосу или валки и охлаждение валков водой с экранированием полосы от попадания на нее воды, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса прокатки и экономии смазочных материалов, в каждой последующей клети концентрацию эмульсии уменьшают в О, 5-5 раз, а вязкость базового масла в эмульсии увеличивают пропорционально увели829239
Составитель M. Реутова
Техред A.À÷ Корректор В. Синицкая
Редактор С. Тимохина
Тираж 888 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 2620/4
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 чению предела текучести прокатываемого металла в 1,5-2,5 раза.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 304022, кл, В 21 В 45/02, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2624922/22-02, кл. В 21. В 45/02, 1978.


