Униполярная электрическая машина
О П И С А Й Й Е щ828333
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Йоюз 6оветских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.06.79 (21) 2786133/24-07 с присоединением заявки № (51) М. К .з
Н 02К 31/00 (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (53) УДК 621.313.291 (088.8) ла делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (72) Автор изобретения
А. С. Котов (71) Заявитель
t — - I (54) УНИПОЛЯРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Гасударственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к униполярным электрическим машинам, и может найти применение в качестве генератора с приводом от двух двигателей или электродвигателя для привода двух механизмов с противоположным направлением вращения.
Известна униполярная электрическая машина с двумя якорями, вращающимися независимо друг от друга 1(1). 10
Известна также униполярная электрическая машина с двумя цилиндрическими соосными роторами с противоположным направлением вращения, содержащая последовательно соединенные компенсационную 15 обмотку и обмотку возбуждения, установленные на неподвижном магнитопроводе, снабженном полюсами, расположенными концентрично роторам (2).
Выполнение таких машин с последовательным возбуждением приводит к значительному усложнению конструкции, увеличению массы и габаритов, особенно наружного диаметра, машины.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
Для этого компенсационная обмотка и обмотка возбуждения выполнены в виде единого тонкостенного цилиндра, коаксиального поверхности роторов и снабженно- зп го спиральными пазами, размещенными в промежутке между полюсами магнитопровода.
На фиг. 1 показана предлагаемая униполярная электрическая машина; на фиг. 2— обмотка с одним спиральным пазом.
Внутри двухполюсной магнитной системы 1 расположены цилиндрические роторы
2 и 3, закрепленные через изоляционные прокладки на выходных валах 4 и 5 двигателя. Валы 4 и 5 выполнены полыми и закреплены с помощью подшипников 6 — 9 на промежуточном валу 10, а с помощью подшипников 11 и 12 в щитах 13 и 14. Подшипники обеспечивают независимое вращение валов 4 и 5, а также препятствуют сближению между собой роторов 2 и 3 под действием сил взаимного притяжения. На внутренней поверхности магнитной системы
1 через изоляционные прокладки закреплен тонкостенный цилиндр 15, имеющий один или несколько спиральных пазов 16, делящих цилиндр 15 на части 17 и 18, размещенные над роторами 2 и 3 (см. фиг. 2) между полюсами магнитной системы. Роторы 2 и 3, а также цилиндр 15 при помощи токосъемных узлов 19 — 21, а также шин 22 соединены электрически последовательно.
Это обеспечивает удобство подвода тока шинами 23 с одной стороны машины.
828333
11ри использовании машины в качестве двигателя электрический ток проходит по всем элементам последовательной цепи.
Прохождение тока по тем частям 17 и 18 цилиндра 15, которые расположены в районе полюсов, ведет к компенсации реакции якоря, так как направление тока в цилиндре противоположно направлению тока в роторах 2 и 3. При переходе тока с одной части 17 цилиндра на другую часть 18 на- 1р личие спирального паза — прорези 16 или пазов ведет к тому, что ток совершает поворот вокруг оси двигателя на определенный угол, что ведет к возникновению магнитодвижущей силы. Величина угла между началом паза — прорези и его концом определяется потребным значением магнитодвижущей силы.
Взаимодействие магнитного потока с током 1 ведет к возникновению на роторах 2 и 3 и соответственно валах 4 и 5 моментов, направленных в противоположные стороны и используемых для одновременного привода двух механизмов.
Основным преимуществом предлагаемой конструкции униполярной машины является компактное размещение последователь.ной обмотки возбуждения, что ведет к сокращению наружного диаметра машины и ее массы. Конструктивное выполнение ма- з® шины весьма простое, что приводит к упрощению ее производства и снижению стоимости (фиг. 1).
Использование машины в качестве приводного двигателя транспортного средства позволяет скомпенсировать гироскопические моменты при близких скоростях вращения роторов.
Машина может найти применение в качестве сильноточного генератора электрической энергии.
Формула изобретения
Униполярная электрическая машина с двумя цилиндрическими соосными роторами с противоположным направлением вращения, содержащая последовательно соединенные компенсационную обмотку и обмотку возбуждения, установленные на неподвижном магнитопроводе, снабженном полюсами, расположенными концентрично роторам, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, компенсационная обмотка и обмотка возбуждения выполнены в виде единого тонкостенного цилиндра, коаксиального поверхности роторов, снабженного спиральными пазами, размещенными в промежутке между полюсами магнитопровода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 458932, кл. Н 02К 51/00, 1973.
2. Бержинов А. И. и др. Униполярные электрические машины с жидкометаллическим токосъемом, М. — Л., «Энергия», с. 13, 1966.
828333 ю гп
/б Фиг. я
Составитель В. Никаноров
Техред И. Пенчко
Редактор 1. Петрова
Корректор О. Тюрина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 921/15 Изд. № 320 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5


