Движитель транспортного средства
ОПИСАНИЕ
ИЗЬБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советснми
Социаиистнчесник
Респубиин (ii)823211 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.05.76 (21) 2364847/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) 1. К .
В 62 D 57/00
B60B 19/14
Гесудврствеиный квинтет (53) УДК 629.113 (088.8) Опубликовано 23.04.81. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 28.04.81 по делан изобретений и открытий (72) Автор изобретения
С. А. Вавилов (7)) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к движителям наземных безрельсовых транспортных средств, используемых преимущественно для работы в стесненных условиях.
Известен движитель транспортного средства, выполненный в виде шара, размещенного в цапфе, смонтированной на раме транспортного средства и оснащенной ограничительными роликами, при этом рама опирается на шар через имеющее горизонтальную ось вращения и обеспечивающее управление приводное тело качения, которое установлено в цапфе (1) .
Недостаток известного движителя заключается в том, что при обеспечении управления для изменения направления перемещения необходимо прикладывать значительные усилия. Это вызвано тем, что цапфу с ограничительными роликами необходимо проворачивать вместе с шаром относительно поверхности дороги, преодолевая силу трения.
Цель изобретения — уменьшение усилия, необходимого для изменения направления . перемещения.
Указанная цель достигается тем, что в движителе транспортного средства, выполненном в виде шара, размещенного в цапфе, смонтированной на раме транспортного средства и оснащенной ограничительными роликами, при этом рама опирается на шар через имеющее горизонтальную ось вращения и обеспечивающее управление приводное тело качения, которое установлено в цапфе, последняя прикреплена к раме неподвижно, а приводное тело качения выполнено в виде колесной пары и установлено с возможностью принудительного вращения то вокруг вертикальной оси относительно цапфы и шара.
На фиг. 1 показан движитель; общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Движитель выполнен в виде шара 1, размещенного в цапфе 2, неподвижно прикрепленной к раме 3 транспортного. средства.
Цапфа оснащена ограничительными роликами 4, предназначенными для удержания шара в цапфе, а также для уменьшения трения шара о цапфу. При этом рама 3 посредством вертикальной оси 5, связанной с колесной парой, включающей горизонтальную ось 6 и колеса 7, опирается на шар.
Причем вертикальная ось 5 связана с приводом ее поворота и заключает в себе
823211
Формула изобретения
Puz 2
Составитель Б. Кузьменков
Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши
Тираж 699 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от1крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор В. Лазаренко
Заказ 1973/22 элементы передачи крутящего момента колесам 7 (на чертежах не показаны).
Устройство работает следующим образом.
При вращении колес 7 крутящий момент за счет сил трения передается шару 1 и 5 он, перемещая транспортное средство, катится в направлении, перпендикулярном горизонтальной оси 6.
Изменение направления перемещения шара обеспечивают путем поворота вертикальной оси 5 в ту или иную сторону, а также
10 выбором того или иного направления вращения колес 7. При этом поворот вертикальной оси осуществляется легко, так как этому не препятствуют колеса 7, свободно перекатывающиеся по поверхности шара.
Использование в транспортном средстве системы из нескольких описанных движителей обеспечит транспортному средству возможность перемещения без разворота в любом направлении, а также поворот на месте.
В то же время в связи с уменьшением усилия, необходимого для изменения направления перемещения, появляется возможность упрощения соответствующего привода и уменьшения его мощности.
Движитель транспортного средства, выполненный в виде шара, размещенного в цапфе, смонтированной на раме транспортного средства и оснащенной ограничительными роликами, при этом рама опирается на шар через имеющее горизонтальную ось вращения и обеспечивающее управление приводное тело качения, которое установлено в цапфе, отличающийся тем, что, с целью уменьшения усилия, необходимого для изменения направления перемещения, цапфа прикреплена к раме неподвижно, а приводное тело качения выполнено в виде колесной пары и установлено с возможностью принудительного вращения вокруг вертикальной оси относительно цапфы и шара.
Источники информации, принятыс во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3858673, кл. 180-26, опубл11к, 1975.

