Узел уплотнения полушлюза с судо-возной камерой наклонного поперечно-го судопод'емника
(72) Автор изобретения
М. А. Колосов
Ленинградское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-нзыскател ьского и научно-исследовател ьского
;института Гидропроект им. С. Я. Жука Министерства энергетики и электрификации СССР (71) Заявитель (54) УЗЕЛ УПЛОЧ КЕНИЯ ПСЛУШЛЮЗА
С СУ11ОВО3НОА КАМЕРОЙ НАКЛОННОГО
ПСПЕРЕЧНСГО СУИОПОЛЪЕМНИКА эа (11.
Изобретение относится к водному транспорту, в частности к транспортным судоподъемникам поперечной компоновки.
Известен узел уплотнения полушлюза с судовозной камерой наклонного поперечного судоподъемника, включающий -о разную раму с уплотнитежным элементом, выполненным сопрягаемым с торцовой поверхностью судовоэной камеры и дополнительный учтлотнитеюьный элемент, соединяющий раму с устоями и днищем полушлю3О
Недостатком укаэанного узла уплотнения полушлюза с судовозной камерой наклонного поперечного судоподъемника яв1S ляется низкая надежность работы.
Цель изобретения - повышение надежности работы узла уплотнения.
Поставленная цель достигается тем, lO что U -образная рама шарнирно укреплена на торце полушлюза и снабжена пружинами, каждая из которых опним концом сопряжена с торцовой поверхностью V—
2 образной рамы, а другим — с торцовой поверхностью устоев полушлюза.
На фиг. 1 представлена схема полушлюэа с примыкающей к нему судовозной камерой, сопряженной с ним при помощи установленного в торце полушлюза уплотнения, вид в плане; на фиг. 2 — разрез
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Е-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 31 на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 6 — разрез Г-Г на фиг. 2, на фиг.
7 — разрез Д-,ц на фиг. 2.
Узел уплотнения установлен в торце полушлюза 1 и предназначен для сопряжения полушлюэа 1 с судовозной камерой
2. Полушлюз 1 снабжен затвором 3, а судовозная камера 2 — затвором 4. Камера 2 установлена на путях 5, для ее маневрирования служат механизмы 6.
Торец полушлюэа 1 имеет косой срез, обращенный в сторону подхода камеры 2.
Угол о между срезом торца полушлюэа о
1 и осью путей 5 состовляет 5-15 .
Узел уплотнения состоит из Ч -образной
3 8i8i рамы 7, монтируемой в пазу 8, выполненном в торце полушлюза 1 и имеющем также т -образную форму. Рама 7 имеет с.
:--лицевой стороны уплотнительный алемент
9, а со стороны паза — ленточный уплот- > нительный элемент 10, соединяющий по всей длине раму 7 с торцом поцушлюэа
1. Рама 7 соединена с пазом 8 при помощи шарниров 11, которые установлены в устое полушлюза 1 со стороны подхода камеры, В другом устое полушлюэа
1 между пазом 8 и рамой 7 установленъ1 пружины 12, которые одним концом оаэ.
- мешены в выемке в стенке nasa 8, а другим — s соответствующей выемке рамы ls
,:7. Амплитуда перемещений рамы 7 нез начительна, что исключает произвольное выпаденне пружин 12 из выемок. Для снижения нагрузок на шарниры 11 противоположный им конец рамы 7 снабжен катками 13. Движение рамы 7 ограничено упором 14. Угол îñ.между поверхностью торца полушяоза 1 и установленной рамой 7, в исходном положении составляет о
1-2 .
Устройство работает следутощим образом.
Камера 2, перемещаясь по путям 5 вверх, .подходит к полушлюзу 1, при атом торец камеры входят в контакт с V -образной рамой 7. Благодаря наличию между рамой 7 и торцом полушлюза угла величиной 1-2, сопряжение происходиг снао чала с участком элемента 9 на подпружиненной стойке рамы 7, а затем, при дальнейшем перемещении камеры 2, происходит
35 примыкание всего уплотнительного элемента 9 по всему торцу камеры. Раме 7 при атом поворачивается вокруг шарниров
1l, а щружийы 12, сжимаясь обеспечи-, вают постоянное щрижатие алемента 9 к
40 торцу камеры.
При переводе судна из бьефа в камеру пространство между затворами 3 и 4 заполняется водой. Удержание воды в этом пространстве обеспечивается уплотнитель ым элементом 9 (закрывает зазор межЫ 4 ду рамой 7 и торцом камеры 2) и ленточным уплотнительным элементом 10 (закрывает зазор между рамой 7 и полушлюзом).
После подъема затворов 3 и 4 через уплотненное и заполненное водой пространство судна проходят из камеры в бьэф и обратно, после чего ставятся затворы 3 и 4, а вода из межзатворного пространства спускается через дренажную систему (на чертеже не показано).
При движении камеры 2 вниз торец камеры и полушлюэ раэуплотняются.
Предлагаемое устройство позволяет уплотнить судовозную камеру с торцом полушлюза беэ специальных операций по установке и удалению уплотнительного элемента, благодаря чему исключается время, затрачиваемое на эти операции, которое составляет 24 мин. При обычной продолжительности двустороннего цикла в поперечных судоподъемниках в 20-40 мин это составит 10% от полных затрат времени.
Формула изобретения
Узел уплотнения полушлюэа с судовозной камерой наклонного поперечного судоподъемника, включающий Ч -образную раму с уплотнительным элементом, выполненным сопрягаемьм с торцовой поверхностью судовоэной камеры, и дополнитель- ный уплотнительный элемент, соединяющий раму с устоями и днищем полушлюза, о г л и ч а ю щ и. и с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, V-образная рама шарнирно укреплена на торце полушлюэа и снабжена пружинами, каждая из которых одним концом сопряжена с торцовой поверхностью V -образной рамы, а другам — с торцовой поверхностью устоев полушлюза.
Источники информации, принятые so внимание при экспертизе
1. Патент ФР ¹ 1265065, кл. 84 Ъ, 3/00, 1964.
/-I
Фж7
Составитеж М. Виноградов
Редактор Т. Кугрышева Техред Л. Пекарь Корректор M. Вигула
Э » J И»»»»» »» ° 3 JOO »»
Заказ 981/46 Тираж 561 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изооретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4



