Устройство для пуска электродвигателя
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п,809455 (61) Дополнительное н авт. свид-ву Р514408
Р ) Заявлено 0 301 ?0 (g ) 2564182/24-07 с присоединением заявки Hо (23) приоритет
Опубликовано 2 80 28 1, Бюллетень М 8
Дата опубликования описания 280281 (53)М. Кл.
Н 02 P 1/04
Госудврствеиинй комитет
СССР ио делан изобретеиий и откр ыти и (5$) JJPK 681. 846. 7 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В.К.Прусаков, Й.И.Вайчайтис и А.-В.A.K. (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве электропривода аппаратуры регистрации информации.
По основному авт.св. 9514408 известно устройство, содержащее последовательно соединенные источник питания, коммутатор, блок электронного регулирования тока, состоящий из такоограничивающего резистора с подключенными к нему эмиттером и коллектором первого транзистора, второго транзистора, база которого соединена через ограничительный резистор с конденсатором, а коллектор и эмиттер соответственно с базой и эмиттерам первого транзистора, и блок стабилизации скорости. Выход блока стабилизации скорости подключен к электродвигателю, который соединен с движущим механизмом и с датчиком скорости, подключенным к блоку стабилизации скорости и коммутатору. Данное устройство обеспечивает весьма быстрый разгон двигателя, так как сразу после включения он питается непосредственно от источника. питания, а после некоторого его разгона — через блок электронного регулирования така (1$ .
Однако непосредственное подключение электродвигателя в момент его пуска к источнику питания ведет к необходимости использования источника питания с током нагрузки более чем на порядок большим, чем установившийся ток электродвигателя. Это связано с тем, что ток пуска двига10 теля обычно больше на порядок установившегося тока двигателя и приводит к неоправданному увеличению габаритов и веса аппаратуры.
Цель изобретения — расширение области применения известного устройства путем обеспечения пускового режима при мощности источника питания, равной его мощности в установившемся режиме работы.
Указанная цель достигается тем, что известное устройство для пуска электродвигателя снабжено цепью нэ последовательно соединенных резистора и накопительного конденсатора, подключенной к выходу коммутатора и отрицательной шине источника питания, двумя последовательно соединенными электронными ключами, включенными между комиутатором и блоком стабилизации скорости, триг30 герам, выход которого соединен с
809455 управлякщими входами электронных ключей, а вход - с шиной командного . сигнала запуска, причем вход второгс электронного ключа включен между резистором и накопительным конденсатором. . На чертеже приведена структурная электрическая схема предлагаемого
1устройства.
Устройство для пуска электродвигателя содержит последовательно соединенные источник 1 питания, коммутатор 2 напряжения, блок 3 электронного регулирования тока и стабилизатор
4 скорости, выход которого подключен к электродвигателю 5, нагруженному движущим механизмом 6 и соединенному с датчиком 7 скорости, выход которого подключен к коммутатору 2 и стабилизатору 4 скорости. Второй выход коммутатора 2 соединен через резистор 8 и накопительный конденсатор 9 с отрицательной шиной источника питания, а через электронные ключи
10 и 11 — со стабилизатором 4 скорости. Управляющие входы электронных ключей 10 и 11 через триггер 12 подключены к шине 13 командного сигнала запуска. Блок 9 электронного регули рования тока состоит из токоограничивающего резистора 14 с подключенным к нему транзистором 15, эмиттер которого соединен с эмиттером транзистора 16. База транзистора 16 через ограничительный резистор 17 соединена с конденсатором 18. Коллектор транзистора 16 подключен к базе транзистора 15 и к резистору 19.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии накопительный конденсатор 9 заряжен от источника 1 питания через коммутатор 2 и резистор 8. При появлении командного сигнала запуска по шине 13 триггер 12 опрокидывается и открывает электронные ключи 10 и 11. Пусковой ток поступает от накопительного конденсатора 9 через электронный ключ
11 и стабилизатор 4 скорости на электродвигатель 5. Накопительный конденсатор 9 при этом подзаряжается через электронный ключ 10, что способствует разгону электродвигателя
5. При достижении заданного значения скорости электродвигателя 5 по сигналу датчика 7 скорости срабатывает коюпутатор 2, который переключает напряжение источника 1 питания на блок 3 электронного регулирования тока. При этом по цепи база-эмиттер транзистора 16, ограничительного резистора 17 и конденсатора 18 протекает .ток, который приводит к насыщению транзистора 16,и к запиранию транзистора 15. Поэтому пусковой ток электродвигателя 5 проходит через токоограничивающий резистор 14, чем обеспечивается дальнейший разгон электродвигателя. При уменьшении тока заряда конденсатора 18 транзистор
15 16 переходит из насыщения в линейный режим, а далее — в режим отсечки.
Это приводит к открыванию транзистора 15, который шунтирует токоограничивающий резистор 14.
2п Таким образом, электродвигатель 5 плавно и быстро увеличивает свою скорость до номинального значения. ю
Формула изобретения
Устройство для пуска электродвигателя по авт.св. 9514408, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения пускового режима при мощности источника питания, равной
его мощности в установившемя режиме работы, оно снабжено цепью из последовательно соединенных резистора и накопительного конденсатора, подключенной к выходу коммутатора и отрицательной шине источника питания, двумя последовательно соединенными электронными ключами, включенными
4Q между коммутатором и блоком стабилизации скорости, триггером, выход которого соединен с управляющими входами электронных ключей, а вход— с шиной командного сигнала запуска, 4 причем вход второго электронного ключа включен между резистором и накопительным конденсатором.
Источники информации,, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9514408, кл. Н 02 Р 1/04, 1977.
809455
Составитель Н.Корева
Техред N.ðолинка Корректор N.ldaDcms
Редактор М.Иитровка
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 44б/72 Тираж 741 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


