Уплотнительный узел
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
iii> 804969 (63) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3аявлено 100778 (23) 2641000/25-08 с присоединением заявки М— (23).Приоритет(5ЦМ. Кл.
F 16 J 15/32
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
Опубликовано 15.02.81. бюллетень Н9 6 (53) УДК 62-762 (068. 8) Дата опубликования описания 1502.81 (54) УПЛОТНИХЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к уплотни тельной технике, а именно к уплотне- ниям манжетного типа для вращающихся валов.
Известны уплотйительные узлы вращающихся валов, содержащие уплотнительное кольцо с уплотняющей кромкой, снабженное браслетной пружиной и посадочное кольцо для запрессовки уплотнения в корпус, соединенные между собой эластичным гофром или другими элементами для компенсации биения вала (1) .
Недостатками таких узлов являются недостаточная герметичность и позы- 15 шенный износ уплотняющей кромки из-эа проникновения в зону уплотнения загрязняющих частиц, требование больших габаритов корпуса в свяеи с размещением уплотнения внутри пос- 20 леднего.
Эти недостатки частично устранены в уплотнениях, снабженных двумя кромками, одна из которых является уплотняющей, а другая пылеудерживающей. 25
Известен также уплотнительный узел, в котором для защиты уплотняющей поверхности от гопадания загрязняющих частиц предусмотрена дополнительно пылеудерживающая кромка, так 30 называемый пыльник, работающий на валу параллельно с основной уплотняющей кромкой, поджимаемой браслетной пружиной, при этом жесткое посадочное кольцо является арматурой уплотнения и соединено с указанными кромками посредством эластичного элемента (2), Недостатками этого узла являются сравнительно большая контактная длина вала с высокой точностью и чистотой обработки для размещения кромок в связи с тем, что пылеудерживающая кромка расположена параллельно уплотняющей; размещение посадочного кольца уплотнения внутри корпуса, что увеличивает габарнты узла.
Цель изобретения — повышение герметичности, а также снижение габаритов.
Поставленная цель достигается тем, что вал выполнен с кольцевым буртом, взаимодействующим с торцовой поверхностью уплотняющего элемента, пыльник размещен с долевым зазором относительно наружной поверхности бурта, посадочное кольцо расположено снаружи корпуса, при этом гибкий элемент выполнен в виде гофра.
804969
Формула изобретения
Составитель В. Аношко
Редактор И. Касарда Техред А. Ач Корректор Л. Иван
Заказ 10837/54 Тираж 1017 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
На чертеже схематически изображен уплотннтельный узел в разрезе.
Уплотнение манжетного типа содержит посадочное кольцо 1, охватывающее корпус 2 и связанное посредством эластичного гофра 3 с уплотняющим элементом 4, содержащим вертикальную полку 5 с уплотняющей загнутой кромкой 6, поджимаемой браслетной пружиной 7. Горизонтальная полка-пыльник 8 уплотняющего эле- о мента 4 образует с кольцевым буртом вала 9 целевой зазор 10, Посадочное кольцо может быть закреплено на корпусе посредством хомута 11.
В предлагаемом уплотнении благодаря эластичности гофра 3 уплотнитель-1э ное кольца 4 устанавливается концен. трнчно поверхности вала даже при радиальном биении последнего или эксцентричном его положении (на чертеже показан ..эксцентриситет ся ) 20 относительно корЧй са 2. Кроме того, щелевой зазор 10, образованный пыльником 8 и бупврм вапа 9 предотвращает попадание заг Ъзняющих частиц в зону уплотнения, благодаря -чему снижается износ уплотняющей поверхности загнутой кромки уплотняющего элемента 4.
Уплотнительный узел, содержащий уплотнительный элемент манжетного типа с уплотняющим элементом и пыльником, при этом уплотняющий элемент взаимодействует с уплотняемым валом и соединен гибким элементом с посадочным кольцом, закрепленным в корпусе, отличающийся тем, что, с целью снижения габаритов узла и повышения герметичности, вал выполнен с кольцевым буртом, взаимодействующим с торцовой поверхностью уплотняющего элемента, пыльник размещен со щелевым зазором относительно наружной поверхности бурта, посадочное кольцо расположено снаружи корпуса, при этом гибкий элемент выполнен в виде гофра.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 532719, кл. F 16 7 15/32,25.10 ° 76.
2. Орлов П.И. Основы конструирования, кн. 3, М., Машиностроение, с. 93, рис. 202 ХУ1.

