Рукоятка для фиксации вала относительнокорпуса
Союз Советскик
Соцналнстичесник.Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 160379 (21) 2737894/25-27
<»804876 (51) М. Кл.з с присоединением заявки Но (23) Приоритет
F 16 В 1/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 150281. Бюллетень Н9 6
Дата опубликования описания 15.0281 (53) УДК 621.838.2 (088.8) (72) Автор изобретения
С .М. Кириллов (71) Заявитель (54) РУКОЯТКА ДЛЯ ФИКСАЦИИ ВАЛА
О ТНОС ИТЕЛЬ НО КО РПУСА
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для фиксации в любом эаданном положении валов механизмов и приборов.
Известна рукоятка с фиксирующим устройством, содержащая корпус, подпружиненный штырь и фиксирующее устройство, выполненное в виде смонтированной в корпусе кнопки со скошенной поверхностью, контактирующей с конусной поверхностью подпружиненного штыря, установленного перпендикулярно оси рукоятки, и подпружиненного рычага, одним концом взаимодействующего с упором, а другим " с подвижно установленным на корпусе колпачком, в котором выполнено отверстие для конца штыря и продольный паз, взаимодействующий со штифтом, эапресс ов анньм в тело корпуса.
Рукоятка закреплена на валу с резьбой и законтрена винтом. При стопоре н ни воз н ик ае т с ила тре н ия нормального давления, а, следовательно, и сила трения, создающая тормозной момент (1) .
Недостатками данной конструкции являются низкая надежность фиксации положения вала, так как фиксация осуществляется силами трения торцовой поверхности упора о плоскость неподвижной детали, кроме того, наличие зазора между валом и корпусом, а так же к орпус ом и упо ром не може т обеспечить высокую точность фиксации положения вала; наличие изгибающего момен ra, дейс тв ующего на вал, поскольку сила нормального давления. а следовательно, и сила трения, соэдакщая тормозной момент, приложена на определенном расстоянии (плече) от оси вала, изгибая последний; наличие паразитной нагрузки на фиксируемом.валу вследс твие того, что
15 рукоятка крепится на валу; сложность конс трукции из- за большого количества деталей.
Известна также рукоятка для фикса20 ции вала относительно корпуса, которая установлена отдельно и параллельно оси вала и снабжена упругим эаKHMHbM хомутом, свободно,посаженньм цилиндрической частью на вал, при этом упор фиксирующего устройства выполнен со стороны-. торца с клиновым пазом, взаимодействующим с хвос товиком эажимного хомута, причем эажимной хомут и рукоятка жестко установ3Q лены на основании (2) .
Однак а для у.сазанной конс ч1 ук ции харак-:.=-рны низкая надежность фиксации и малый срок службы, так как со временем контактирующие детали изнашиваются, а зажимной хомут теряет
ynpyroc T ; возцейс твие изгибанцего момента на вал через хвостовик хомута, поскольку при взаимодействии упора своим клиновым пазом с хвостовиком зажимного хомута хвостовик отгибаетс я; сложность к онс трукции изза большого количества деталей.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой . является рукоятка для фиксации вала относительно корпуса, содержащая закрепленный на корпусе .и связанный с валом упругий эажимной хомут с хвостовиками и фиксирукщее .устройство, выполненное в виде стяжного элемента с отверстием в центре в форме ромба, и двух штырей, каждый из.которых Щ .закреплен на конце соответствующего хвостовика с возможностью взаимодействия с поверхностью отверстия стяжного элемента (3).
Недостатки такой рукоятки также д состоят в низкой надежности и малом сроке службы из-за изнашивания взаимодействующих деталей, .йри котором уменьшается усилие зажима, .а зажимной хомут теряет свою упругость.
Компенсировать эти потери нечем, так как нет регулировки усилия фиксации, вала, Цель изобретения — обеспечение возможности регулировки фиксации вала, 35
Поставленная цель достигается тем, что отверстие в центре стяжного элемента выполнено в виде, эллипса с зубь-, ями на его поверхности, высота которых не менее половины диаметра штыря, а . 4О
О угол между ними ранен 90,при этом биссектриса укаэанного угла проходит через центр эллипса.
На фиг.1 изображена предлагаемая рукоятка в рабочем положении; на Я5 ф и:. 2 — то же, в не рабочем положении; на фиг.3.— разрез A-А на фйг ° 2; на фиг.4 — стяжной элемент.
Устройство состоят из упругого зажимного хомута 1, закрепленного на корпусе прибора 2, а своей цилиндрической частью насаженного на фиксируемый вал 3 стяжного элемента 4 с отверстием в форме эллипса 5, и двух штырей б со шляпками, закрепленных на концах хвостовиков с воз- 55 можностью взаимодействия с поверхностью эллипса. На поверхности эллипса выполнены зубья 7, высота которых не менее половины диаметра штйря, а угол 8 между ними равен 90, при этом биссектриса 9 указанного угла проходит через центр эллипса.
Ус т ройс тво раб о тае т следующим образом.
При расположении штырей б по большой оси эллипса вал 3 расфиксирован. Фиксация вала происходит при повороте стяжного элемента 4 вокруг своей оси на некоторый угол,при котором штыри б входят в зацепление с зубьями,а упругий зажимной хомут фиксирует вал. При повороте стяжного элемента на угол от 0 до 90 изменяется усилие зажима вала.
Таким образом, введение .регулиpQBKH усилия зажима вала позволяет компенсировать потерю упругости зажимного хомута и износ взаимодействующих деталей путем поворота стяжнЬ- го элемента на больший угол (от 0 до 90 ), что повышает надежность о фиксации и увеличивает срок службы, При этом выполнение зубьев высотой не менее половины диаметра штыря с прямым углом между зубьями, биссектриса которого проходит через центр эллипса, позволяет надежно фиксировать штыри во впадинах между зубьями и при повороте стяжного элемента легко выходить штырям из зацепления с зубьями.
Формула изобретения
Рукоятка для фиксации вала относительно корпуса, содержащая закрепленный на корпусе и связанный с налом упругий зажимной хомут с хвостовиками, стяжной элемент с отверстием в центре и два штыря, каждый из которых закреплен на конце соответствукщего хвостовика с возможностью взаимодействия с поверхностью отверстия стяжного элемента, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения воэможности регулировки усилия фиксации, отверстие в центре стяжного элемента выполнено в ниде эллипса с зубьями на
его поверхности, высота которых не менее половины диаметра штыря, а угол между ними равен 90, при этом биссектриса указанного угла проходит через центр эллипса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 327333, кл. F 16 В 1/02, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
М 530370, кл. F 16 В 1/02, 1976.
3.. Авторское свидетельство СССР
9 658321, кл. F 16 В 1/02, 1978 (прототип) .
804876
ИпЗ
Составитель Н. Пожидаева
Редактор И. Михеева Техред Н.Келушак Коррек тор В. Синицкая
Эакаэ 10832/50 Тираж 871 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4


