Устройство для группового обученияоператоров клавиатурных аппаратов
Союз Советскнк
Социалистических
Реслублнн
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТВЛЬСТВУ!
>801034
4 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 190379 (21) 2739390/18-24 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
<51)М. К, G 09 В 7/02. Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.01.81. Бюллетень Но 4 (53) УДК 627. 327. .12(088.8) Дата опубликования описания 300181
Негутор ----- -=
Ъ4 2 т я
Г
1 s
ВЛj».,д
v 3 "
В. Б. Фомин, Е. P. Кошелев, В. и Ф. Г. Афанасьев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
QIIEPAT0POB КЛАВИАТУРНЫХ АППАРАТОВ
Изобретение относится к техническим средствам обучения и может использоваться при построении центров (станций) обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах (перфораторах, пишущих машинах, телеграфных аппаратах и.др.).
Известно устройство для обучения операторов, содержащее пульты обучаемых и преподавателя, блок памяти, блок индикации, блок команд, блок преобразования информации (11 .
Однако это устройство не обеспечивает высокой эффективности обучения.. 15
Наиболее близким к предлагаеМому является устройство, содержащее источник, табло, схему сравнения, блок программ, схемы ИЛИ, счетчики ошибок и знаков, генератор ймпульсов, 20 узлы коммутации и блок принятия решения. Устройство позволяет регулиро вать длину "истории обучения" и темп предъявления заданий по закону соответствующему кривой упражнения, характеризующей объективно сущест-, вующий процесс наращивания скорости работы на клавиатурных аппаратах (21 .
Однако прием экзамена на классность у. группы операторов-телеграфно-зо тов требует значительного числа проверяющих и времени, затрачиваемого ими на определение результатов проверки. Достоверность в определении проверяющими числа ошибок, допущенных операторами, путем визуального сравнения эталонной перфорированной ленты с рабочей Лентой со временем быстро падает, а это може1 привести к некорректному результату проверки.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения.
Цель достигается тем, что в устройство, содержащее клавиатуру последовательно соединенную с блоком управления,блоком сравнения, счетчиком ошибок и информационным табло, блок памяти,один выход которого соединен с блоком сравнения, а другой выход соединен с.блоком управления, генератор импульсов, счетчик времени, выход которого соединен с блоком сравнения и с информационным табло, и индикатор, введены два блока ключей, блок задания режимов работы, при этом входы первого блока ключей подключены к генератору импульсов и к блоку управления, а выход подключен к счетчику времени, входы второго блока ключей подключены к блоку. управ801034 ления, а выходы подключены к блоку сравнения, выходы блока задания режимов работы подключены к блоку памяти и к блоку сравнения, а вход индикатора подключен к блоку памяти.
На чертеже изображена блок-схема устройства.
Устройство для группового обучения операторов клавиатурных аппаратов содержит клавиатуру 1, блок 2 управления, блок 3 памяти генератор
1Î
4 импульсов, первый блок 5 ключей, второй блок 6 ключей, счетчик 7 време ни, счетчик 8 ошибок, блок 9 сравнения, блок 10 задания режимов работы, информационное табло 11, индикатор 12.
Устройство работает следующим 15 образо .>.
Режимы работы (" обучение" или
"экзамен"}задаются с блока 10 отдельно для каждого рабочего места обучаемого. Перед началом работы счет- 20 чики 7 и 8 устанавливаются в исходное состояние с рабочего места обучаемого (режим "обучение" ) или с блока 10 задания режимов работы (режим "экзамен"}. 25
При работе в режиме "обучение" на блоке 10 задания режимов работы у ст анавлинается режим "обучение" и задается программа с бучения для каждого источника. Нормативные требования не з адаются .
Обучаемый набирает на клавиатуре
1 комбинацию "Начало" программы обучения, которая поступает в блок 2 управления, где она выделяется и как сигнал начала работы поступает на блоки 5 и 6 и включает их. С включением блока 5 импульсы с генератора 4 поступают на счетчик 7 времени и начинается отсчет времени отработки програмьы обучения. С включением 40 блока 6 цепи передачи информации от клавиатуры 1 подключаются через блок
2 управления к блоку 9 сравнения.
Одновременно с включением блоков 5 и
6 ключей в блоке 2 управления под- 4 гот вливаются цепи считывания эталонной информации из блока 3 в блок 9.
С поступлением из клавиатуры 1 в блок 9 сравнения первого знака 50 программы обучения из блока 3 памяти в блок 9 сравнения считывается первь и знак эталонной информации, затем второй, третий и т. д. Знаки программы обучения и эталонной информации поступают в блок 9 сравнения и там сравниваются. Темп поступления знаков программы обучения и эталонной информации определяет обучаемый.
При несОвпадении знака программы <() обучения и знака эталонной информации в блоке 9 сравнения вырабатывается сигнал "Ошибка", который поступает на счетчик 8 ошибок, гдЕ ведется подсчет совершаемых ошибок. По, Ы выполнении программы обучения обучаемый набирает на клавиатуре 1 комбинацию "Окончание" программы обучения, которая поступает в блок 2, управления, где она выделяется и как сигнал окончания работы поступает на блоки 5 и 6 ключей. Последние выключаются. На этом заканчивается цикл отработки программы обучения. При необходимости он может повторяться многократно. Количество оши1 бок и время отработки программы обучения за каждый цикл обучения высвечиваются на информационном табло 11 и стираются обучаемым после каждого цикла обучения.
В режиме "экзамен" на блоке 10 задания режимов работы устанавливается режим "экзамен", задается программа обучения и нормативные требования (порог ошибок и время отработки программы обучения).
Процесс сдачи экзамена аналогичен процессу обучения. Экзаменуемый набирает на клавиатуре 1 комбинацию
"Начало""программы обучения. Затем начинается отработка программы обучения. После успешной отработки программы обучения набирается комбинация "Окончание" программы обучения.
На информационном табло 11 загорается транспорант "Норматив выполнен".
Если же экзаменуемый в процессе отработки программы обучения допустил число ошибок большее, чем допускается нормативом, или превысил нормативное время работы, то с блока 9 сравнения в блок 2 управления немедленно выдается сигнал "Окончание экзамена", который выделяется в блоке 2 сравнения и как сигнал окончания работы поступает на блоки 5 и 6 ключей.
Блоки 5 и 6 отключаются, а на табло загорается транспорант "Норматив »е выполнен" °
Если экзаменуемый успешно завершил программу обучения, но момент набора комбинации "окончание" программы обучения совпал с окончанием нормативного времени работы, то сигнал
"окончание экзамена" из блока 9 сравнения в блок 2 управления не поступит.
Этот сигнал блокируется в блоке 9 сравнения сигналом из блока 2 управления. Момент поступления сигнала
"Окончание экзамена" совпадает с набором первого знака комбинации "окончание" процесса обучения. На информационном табло 11 загорается транспорант "Норматив выполнен". На ин- формационном табло 11 во всех случаях также высвечивается транспорант с числом совершенных ошибок и временем, затраченным на отработку программы.
Таким образом, устройство для группового обучения операторов клавиатурных аппаратов позволяет уменьшить число проверяющих в 2-3 раза и сокра801034
Формула н зобретения
Составитель Е. Иваненко
Редактор С. Шевченко Техред М, Голинка
Корректор Н. Григорук
Заказ 10435/67 Тираж 495
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, V<-35, Раушская наб °, д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 тить время контроля знаний операто ров в 3-4 раза.
Устройство для группового обучения операторов клавиатурных аппаратов, содержащее клавиатуру последовательно соединенную с блоком управления, блоком сравнения, счетчиком ошибок и информационным табло, © блок памяти, один выход которого соединен с блоком сравнения, а другой выход соединен с блоком уПравления, генератор импульсов, счетчик времени, выход которого соединен с блоком срав-!5 нения и с информационным табло, и индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности обучения, в него введены два блока ключей, блок задания. режимов работы, прн этом входы первого блока ключей подключены .к генератору импульсов н к блоку управления, а выход подключен к счетчику времени, входы второго блока ключей подключены к блоку управле» ния, а выходы подключены к блоку сравнения, выходы блока задания режимов работы подключены к блоку памяти и к блоку сравнения, а вход индикатора подключен .к блоку памяти.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 449364, кл. G 09 В .9/00,. 1973.
2. Авторское-свидетельство СССР
9 312296, кл. G 09 В 7/00, 1971 (прототип).


