Опора скольжения
Союз Советскнх
Соцналнстнческнх
Реслублнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (iii800448 (6! ) Дополнительное н авт, свнд-ву (22) Заивлеко18.12.78 (2! )2699211/25-2 7 с присоединением заявки K(23) ПриоритетОлубликовано30,01,81. бюллетень М 4 (5l)М. Кл.
)-16 C 17iоз
Государственный комитет
СССР до делам нвооретений и открытий (53) УД1(621. ,822,5
{088.8) Дата опубликования описания 30,01.81 (72) Авторы изобретения
Б. Л. Лисок, Л, E. Шемелев, А. В. Самойлен и )0. Е! . Скорынин (7! ) Заявители Институт проблем надежности и долговечности л
AH Белорусской ССР и Витебский станкостроите)т им С .К о
{54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и можеи быть использовано в опорных узлах скоростных прецизионных машин.
Известна опора скольжения, содержащая иапфу вала, корпус с отверстиями
5 для подвода отвода смазки и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты (13, Однако известная опора обладает недостаточной точностью, так как попадато ние воздуха в несущий масляный слой вызывает беспорядочное радиальное блухсдение шпинделя. !
1ель изобретения — повышение точности и надежности опоры.
Указанная цель обеспечивается тем, что опора скольжения содержит установленную в корпусе и охватывающую папфу вала втулку, имеющую продольные открытые в сторону одного из ее торцов пазы для размещения самоустанавливающихся сегментов, кольцевые канавкина другом ее торце, соединенные с отверстиями для подвода и отвода смазки, а также отверстия и прорези, сообщающиеся с кольцевыми канавками, для подачи смазки к входным и отвода от выходных кромок самоустанавливающихся сегментов.
На фиг. 1 изображена опора скольжения, поперечный разрез; на фиг. 2 — втулка в сечении А-А на фиг. 1; на фиг. 3— то же, аксонометрическая проекция.
Опора скольжения содержит папфу вала 1, корпус 2 с отверстиями для подвода 3 и отвода 4 смазки и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты
5. В корпусе 2 установлена втулка 6 с . продольными открытыми в сторону одного нз ее торцов пазами 7 для размещения самоустанавливающихся сегментов S. Ha другом торце втулки 6 имеются кольцевые канавки 8 и 9, соединенные с отверстиями 3 и 4 для подвода и отвода смазки. Во втулке 6 выполнены также отверстия 10 и 11 и прорези 12 и 13, сообщающиеся с кольцевыми канавками 8 и 9. при этом через отверстие 3, кольцевую канавку 8. отверстия 10 и прорези 12
3 8004 смазка подается к входной кромке 14 сегмента 5, а через прорезь 3 3, отверстия 10 и 4 отводится от выходной кромки
15 сегмента 5. При вращении шпинделя от расклинивающего действия масляного слоя между цапфой 1 и самоустанавливающимися сегментами 5 образуется зазор, в который поступает смазка.
Такое конструктивное использование опоры препятствует образованию механиче-30 ской смеси масла с воздухом и попаданию ее в зазор между папфой и сегментами
5, значительно улучшает теплообмен и повышает надежность опоры за счет уменьшения беспорядочного "блуждения ва- 15 пае
Использование изобретения позволяет улучшить точность и надежность опор прецизионных машин.
Формула HGQGpeòåíèÿ 20
Опора скольжения, содержащая напфу вала, корпус с отверстиями для подвода и отвода смазки и расположенные в нем самоустанавливающиеся сегменты, о т— лич ающаяся тем,что,с мелью повышения точности и надежности, она содержит установленную в корпусе и охватывающую иапфу вала втулку, имеющую продольные открытые в сторону одного из ее торпов пазы для размещения самоустанавливающихся сегментов, кольпевые канавки на другом ее торпе, соединенные с отверстиями для подвода и отвода смазки, а также отверстия и прорези, сообщающиеся с кольневыми канавками, для подачи смазки к входным и отвода ее от выходных кромок самоустанавливающихся сегм ентов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Детали и механизмы металпорежу.щих станков. Под ред. l1. H. Решетова.
М., Машиностроение, 1972, т. 2, с. 1 05, рис. 1 5.


