Устройство для стопорения деталикрепления
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советск ми
Социалистически к
Распубпни
<»798377
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свнд-ву
{22)Заявлеио26.01.76 (21) 2317347/25-27 (51)М. Кл.
F 16 В 39/00 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет
Веуддретееиныб кемитет.СССР до делам изабретеиий и етерытий
Опубликовано 23.03,„81. Бюллетень,% 3
Дата опубликования описания 30.01.81 (53) УДК 621.
° 88(088.8) О. Л. Косткин, В. И. Кочерг ш, В. В. Богданович, B. M. Третьяк и К, Я. Байрашевский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ДЕТАЛИ КРЕПЛЕНИЯ
Изобретение относится к стопорящим устройствам, например болта, винта или гайки, применяемых .преимущественно в труднодоступных местах, и может быть использовано в различных областях техники.
Известно устройство для стопорения гайки на резьбовом стержне, в котором неподвижный стопорный элемент (болтфиксатор) входит в диаметральную прорезь на реэьбовом стержне и с помощью
10 дополнительной гайки и стопорной шайбы жестко соединяется в реэьбовой втулкой
М.
Недостатками конструкции являются невозможность обеспечения автоматического стопорения реэьбовой втулки и процессе эаворачивания, ненадежность креп*виня, Известно также устройство, в котором фасонный болт после затяжки стопорится подпружиненным шлицевым замком, при этом один шлицевой венец замка находится в постоянном подвижном соединений со шлицами вала, а другой — может входить в зацепление со шлицами болта.
Демонтаж соединения производится в положении, когда шлицевый замок выведен из зацепления со шлицами болта 2 .
Недостатком устройства является невозможность обеспечения автоматического стопорения при заворачивании болта вследствие того, что замок при заворачивании болта выведен из зацепления с ним и вводится и зацепление лишь после затяжки соединения.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является устройство,для стопорения детали крепления, содержащее корпус, в полости которого размещен подпружиненный стопорный элемент с зубчатым венцом взаимодействующим с деталью крепления 1 .» (.
Однако оно не обеспечивает стопорения детали. крепления в труднодоступных местах.
798377
3S
4Q
Цель изобретения — обеспечение стопорения в труднодоступных местах, например с односторонним проходом.
Укаэанная цель достигается тем, что в корпусе выполнена расточка, сообщающаяся с полостью корпуса, на внутреннем торце которой изготовлен зубчатый венец, входящий в зацепление с венцом сто порного элемента, причем угол между поверхностями упомянутых зубьев венцов и перпендикуляром к плоскости основания зубьев меньше угла трения.
На фиг. 1 представлена конструкция устройства для стопорения детали крепления, например гайки, на резьбовом стержне, на фиг. 2 — форма зубьев зубчатых венцов стопорного элемента и детали крепления.
Устройство для стопорения детали крепления на реэьбовом стержне состоит из стопорного элемента 1 с торцовым зубчатым венцом A и выступами
В, пружины 2, торцового зубчатого венца
С, детали 3 крепления. Реэьбовой стержень 4 имеет внутреннюю расточку
I и сквозной диа метральный паз E. Деталь
3 крепления имеет также центральное отверстие Г для обеспечения возможности воздействия на стопорный элемент 1 с целью вывода из зацепления зубчатых венцов А и С и отворачивания детали 3 крепления. Стопочный элемент 1 и пружина 2 удерживаются в расточкеО резьбового стержня 4 с помощью пружинного кольца 5. Зубья венцов А и С имеют поверхности G и Н, взаимодействующие при заворачивании, и поверхности б и К, взаимодействующие при отворачивании (если зубчатые венцы А и С не выведены из зацепления). Поверхности G и Н образуют с перпендикуляром к полости основания зубьев угол ц, а поверхности и К вЂ” угол(3.
При наворачивании детали 3 крепления на резьбовой стержень 4 зубчатый венец
С проскальзывает относительно зубчатого венца А и воздействует на него такйм образом, что стопорный элемент 1, сжимая пружину 2, передвигается вдоль оси реэьбового стержня 4 в расточке D, причем выступы В находятся постоянно в диаметральном пазу E и . ограничивают угловые повороты стопорного элемента 1. При этом зубчатые венцы А и
С находятся в постоянном контакте. Затяжка происходит до тех пор, пока деталь 3 крепления не дойдет до упора.
Относительное проскальзывание зубчатых венцов и перемещение стопорного
4 элемента под воздействием зубчатого венца С осуществляется благодаря тому, что угол (g выполнен больше угла трения для материалов, из которых изготовлены зубчатые венцы с учетом состояния взаимодействующих поверхностей (чистка поверхности, наличие смазки и т.д.).
При попытке отвернуть деталь 3 крепления,, не выведя предварительно из зацеп-!
О ления зубчатые венцы А и С, зацепление последних обеспечивается тем, что угол (3 выполнен меньше угла трения.
Для демонтажа устройства достаточно . спецальным ключом через отверстие F
15 принудительно вывести из зацепления зубчатые винты .А и С и беспрепятственно отвернуть деталь 3 крепления.
Предлагаемое устройство для стопорения детали крепления является комЭ3 пактным, имеет малую металлоемкость, необходимость контроля стопорения при затяжке детали крепления отпадает, вследствие того, что, находясь в постоянном контакте, зубчатые венцы не позволяют
25 отвернуть деталь крепления, если их предварительно не вывести из зацепления.
Кроме того; не требуется обеспечение
\ строгой соосности зубчатых венцов устройства.
Фор мула изобретения
Устройство для стопорения детали крепкрепления, содержащее корпус, в полости которого размещен подпружиненный стопорный элемент с зубчатым венцом, взаимодействующим с деталью крепления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения стопорения в труднодоступных местах, в корпусе выполнена расточка, сообщающаяся с полостью кор-. пуса, на внутреннем торце которой изготовлен зубчатый венец, входящий в заценление с венцом стопорного элемента, причем угол между поверхностями упомянутых зубьев..венцов и перпендикуляром к плоскости основания зубьев меньше угла . трения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Колесное шасси МАЗ-543. Техническое опис ние и инструкция по эк сплуатации. M., Военное издательство
МО СССР, 1973, с. 91.
2. Никитин Ю. М. Конструктирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей. М., Машиностроение", 1968, с. 36-38.
3, Патент старой Германии l4 153403, кп. 47 а 15, 1904 (прототнп).
798377
Уиа 2
Составитель И. Чичерин
Редактор Н. Егорова Техред Ж.Кастелевич
Корректор Ю. Макаренко
Закаэ 9988/42а Тираж 871
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. А!5
Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4


