Монтажное устройство крупнотон-нажного судна
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12. 02. 79 (21) 2723560/27-11 (51) М с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
В 63 В 9/00
В 63 Н 23/34
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.1. . 037. 4 (088. 8) Опубликовано 15.01.81. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 18 ° 01 ° 81 (72) Автор изобретения
):
Д. И. Мамонов (71) Заявитель (54) МОНТАЖНОЕ УСТРОИСТВО КРУПНОТОННАЖНОГО
СУДНА
Изобретение относится к судостроению, в частности к монтажным устройствам крупнотоннажного судна.
Известно монтажное устройство крупнотоннажного судна, содержащее механизм вращения крепительной гайки, имеющий гидродвигатель и разъемно закрепляемый внутри гребного вала, и домкрат, связываемый с обтекателем гребного винта, установленного на кольцевом выступе ахтерштев-. (1) .
Однако при использовании такого устройства монтаж и демонтаж винта . трудоемок.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости работ по монтажу и демонтажу винта.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено гидравлическими стопорами для гребного винта, надувным уплотнением и монтажным кольцом, монтируемыми на кольцевом выступе ахтерштевня, а механизм вращения крепительной гайки. имеет кинематически связанный с ним планетарный редуктор, включающий обойму и эпицикл, связываемый с крепительной гайкой посредством шлицевого соединения, причем к обойме планетарного редуктора прикреплен корпус домкрата, шток которого связан с обтекателем посредством резьбового соединения.
На фиг. 1 показано устройство, установленное на гребном валу, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.
Гребной винт 1 насажен на конус гребного вала 2 методом гидропрессовой. посадки и закреплен крепительной гайкой 3, застопоренной болтом
4. Обтекатель 5 соединен со ступи l5. цей винта 1 болтами 6. Гайка 3 свободно входит в обтекатель 5 и фиксируется ребрами а. Дейдвудный подшипник 7 с уплотнением 8 заведен изнутри судна и закреплен в ахтер20 штевне..В кольцевом выступе 9 ахтерштевня смонтированы гидравлические стопоры, состоящие из плунжеров 10, заведенных в гнезда (не показаны) и соединенных каналами 11 с источником давления масла. Там же установлены надувные уплотнения
12 — пустотелые резиновые уплотнительные кольца, соединенные каналами 13 с источником сжатого воздуЗО ха, размещенным внутри судна. Но796054 совая часть 14 ступицы винта свободно надета на выступ 9 ахтерштевня и имеет кольцевую канавку 15; располо- женную против плунжеров 10.
Монтажное кольцо 16 с пазом 17 болтами 18 закреплено на ахтерштевне и используется для установки первого (грязового) кольца 19 уплотнения 8.
Механизм вращения 20 выполнен в виде гидродвигателя 21 с планетарным редуктором 22, содержащим ведущую шестерню 23, соединенную с валом гидродвигателя 21 через шлицевую муфту (не показана), шестерни 24 и эпицикла 25, выполненного заодно со шлицевой втулкой 26, взаимодействующей с гайкой 3 через шлицы на внутреннем диаметре последней. Шестерни
23 и 24 смонтированы в обойме 27, выполненной заодно с корпусом гидродвигателя, и крышке 28, закрепленной болтами 29. Крышка 28 выполнена заодно с корпусом домкрата 30. Эпицикл 25 свободно одет на обойму 27 и внутренними зубцами введен в зацепление с шестернями 24, а от осевого смещения зафиксирован винтами 31, которые свободно заходят в кольцевой паэ 32 крышки 28. Гидродвигатель
21 закреплен во внутреннем отверстии гребного вала 2 шпанками 33, закладным разрезным кольцом 34 и болтами 35. Шпанки 3,3 прикреплены к валу 2 винтами и свободно входят в пазы б корпуса гидродвигателя. 3акладное кольцо 34 выполнено иэ трех частей и заведено в кольцевой паз вала 2, фиксируя гидродвигатель от осевого смещения. В корпус домкрата
30 заведен поршень 36 со штоком 37, имеющим шпанку 38, свободно скользящую по пазу крышки 39, закрепленной болтами 40 к корпусу домкрата 30.
Кормовым концом шток 37 ввернут в резьбовую муфту 41, закрепленную на болте 42 штифтом 43. Болт 42 свободно заведен в отверстие обтекателя 5 и уплотнен резиновым кольцом
44. В обтекателе 5 закреплены пружины 45. Масло подведено к гидродвигателю 21 по трубам 46 и 47, а к домкрату 30 — по трубам 48 и 49 и каналам 50 и 51, в резьбу гайки 3 — по трубе 52 и каналу 53, в ступицу — по трубе 54 и каналу 55. Трубы проведены внутри вала 2 и соединены с насосом внутри судна. Внутри вала закреплен также блок 56 с тросом 57, заведенным на блок через пазы в. При монтажных работах используются также раэрезные кольца 58 и 59 из трех частей, заглушки 60 и 61 с резиновыми уплотнениями и болты 62 и 63.
Ступица винта 1 уплотнена резиновым кольцом 64. Обтекатель 5 имеет невоз вратный клапан 65 с разъемно присоединяемым шлангом 66. формула изобретения
60 Монтажное устройство крупнотоннажного судна, содержащее механизм вращения крепительной гайки, имеющий гидродвигатель и разъемна закрепляемый внутри гребного вала, 45 и домкрат, связываемый с обтекатеДемонтаж гребных вала и винта производится следующим образом.
Сначала демонтируют промежуточный вал валопровода, затем во внутреннее отверстие гребного вала заводят механизм 20 вращения с закреп ленным тросом 57, свободный конец которого подают на лебедку и затягивают механизм 20 внутрь вала, при этом шпанки 33 заходят в пазы б гидродвигателя.
Устанавливают закладное кольцо 34 и закрепляют его болтами к гидродвигателю, монтируют трубы 46, 47, 48, 49, 52 и 54. Отворачивают стопорный болт 4, подают масло по каналу 53 в резьбу гайки 3, при этом увеличивается диаметр гайки за счет деформации и облегчается сход резьбы, Подается масло к гидродвигателю, гайка 3 отворачивается и скользит по шлицам втулки 26 до упора в пружины 45. Подается сжатый воздух в кольца 12, при этом уплотняется зазор между ступицей. винта и ахтерштевнем. Подается масло в гидрав—
25 лические стопора, плунжера 10 захопят в канавку 15 и закрепляют винт
1 к ахтерштевню.
Вращением болта 42 соединяют шток
37 с муфтой 41. По каналу 67 удаляют
Зо воду из пространства между ступицей и ахтерштевнем, Подают масло в домкрат 30 и стягивают винт 1 с конуса вала 2, при этом последний смещается в нос судна. Отделяют шток 37 от муфты 41 и втягивают вал 2 внутрь судна. Демонтируют подшипник 7 с уплотнением 8, Перед демонтажом винта удаляют кольца 19 и 64 и на их место устанавливают кольца 58 и 59, к которым крепят заглушки 60 и 61
40 на резиновых прокладках болтами 62 и 63. Стопорят гребной винт, отдают стопора 10, отключают уплотнения 1,2, q помощью крана поднимают винт в сборе с обтекателем 5 и гай4$ кой 3 на палубу или причал.
Монтаж производится в обратной последовательности.
Предлагаемое устройство может быть использовано для съемки и постановки винта на плаву без раз. борки валопровода, При этом механизм вращения с домкратом закреплен внутри вала стационарно.
Устройство позволяет сократить время и стоимость ремонта, улучшить механизацию монтажных работ.
796054
Фиг.2
ВНИИПИ Заказ 9580/27 Тираж 498 Подписное
Филиал ППП"Патент,г.ужгород,ул.Проектная,4 лем гребного винта, установленного на кольцевом выступе ахтерштевня, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости работ по монтажу и демонтажу винта, устройство снабжено гидравлическими стопорами для гребного винта, надувным уплотнением и монтажным кольцом, монтируемыми на кольцевом выступе ахтерштевня, а механиз вращения крепительной гайки име ет кинематически связанный с ним . планетарный редуктор, включающий обойму и эпицикл, связываемый с кре пительной гайкой посредством lllJIHцевого соединения, причем к обойме планетарного редуктора прикреплен корпус домкрата, шток которого связан с обтекателем посредством резьбового соединения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2428254/11,кл.В 63 Н 1/20»
1976.


