Устройство управления штанго-уловителем токоприемникатроллейбуса
(i 1793827
ОПИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социелистичесиих
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.04.77 (21) 2501017/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень ¹ 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (5i) М. К .
В 60L 5/14
Государственный комитет
-СССР (53) УДК 621.336.63 (088.8) ио делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
А. М. Кузнецов, А. Я. Морозов, В. А. Хорольский и Х. П. Христофоров
Ордена Трудового Красного Знамени троллейбусный завод им. Урицкого (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ШТАНГОУЛОВИТЕЛ
ТОКОПРИЕМНИКА ТРОЛЛЕЙБУСА м и 1% Т Б
Изобретение относится к электротранспорту, а именно к устройству управления штангоуловителем токоприемника троллейбуса.
Известно устройство управления штангоуловителем токоприемника, содержащее два электромагнитных выключателя, один из которых, действуя на защелку механического устройства, препятствует подъему штанги, а другой замыкает цепь привода намоточного барабана (1). Этими выключателями управляет нажимной выключатель, помещенный в головке токоприемника, или кнопки в кабине водителя.
Однако данное устройство не обеспечивает нужного быстродействия штангоуловителя в аварийных ситуациях и вызывает опускание штанги при кратковременных отходах головки токоприемника от контактного провода. 20
Известно также устройство управления штангоуловителем токоприемника троллейбуса, содержащее подключенные к источнику питания электродвигатель и последовательно соединенные концевой выключатель, катушку электромагнитного реле, контакты которого включены последовательно с электродвигателем, контакты реле минимального тока, включенного в силовую цепь троллейбуса, а также конденсатор и контакты инерционного механизма (2).
Однако это устройство из-за инерционности двухобмоточного реле не обеспечивает достаточного быстродействия. Кроме того, концевой выключатель, находящийся на крыше троллейбуса, подвержен атмосферным воздействиям и поэтому может выйти из строя, что приводит к перегрузке электродвигателя.
Цель изобретения — повышение быстродействия и надежности работы устройства.
Для этого устройство снабжено транзистором, катушка электромагнитного реле соединена с контактами реле минимального тока через переход эмиттер — коллектор этого транзистора, база которого через дополнительные контакты электромагнитного реле и дополнительный конденсатор подключена к источнику питания, причем конденсаторы соединены диодом, подключенным параллельно дополнительным контактам электромагнитного реле.
На чертеже представлена электрическая схема устройства.
К источнику питания 1 через предохранитель 2 подключен электродвигатель 3. К этому же источнику питания через предохранитель 4 и выключатель 5 подключены
793827 последовательно соединенные контакты 6 реле минимального тока, включенного в силовую цепь троллейбуса, переход эмпттер —— коллектор транзистора 7, катушка электромагнитного реле 8 и концевой выключатель
9. Контакты 10 реле 8 включены последовательно с электродвигателем.
База транзистора через резистор 11 и конденсатор 12 подключена к источнику питания. Параллельно конденсатору 12
13клIo÷ена цепочка, содержaùая дополнительный конденсатор 13 и диод 1 1, параллельно последнему подключены допо IHltтельные контакты 15 элсктромагHHTHol рслс 8. В цепь базы транзистора включен резистор смещения 16. Между резистором 11 и минусом источника питания включены контакты 17 инерционного механизма.
Кроме того, схема устройства имеет выключатель 18, установленный в кабине водителя, сигнальную лампу 19 и диод 20, предназначенный для исключения режима транзистора с отключенной базой.
При движении троллейбуса выключатель
5 замкнут, поднятая штанга замыкает концевой выключатель 9, контакты 6 реле минимального тока и контакты 17 инерционного механизма разомкнуты, транзистор 7 закрыт, сигнальная лампа 19 включена и схема устройства находится в ждущем режиме.
При рывке штанги вверх срабатывает инерционный механизм, контакты 17 которого замыкаются, конденсаторы 12 и 13 заряжаются, база транзистора через резистор
11 подключается к минусу источника питания и транзистор открывается. Если рывок штанги происходит без схода головки токоприемника с контактного провода и цепь тока высокого напряжения (от контактного провода в троллейбус) не прерывается, то штангоуловитель не срабатывает и штанга не опускается, так как контакты реле минимального тока не замыкаются и на эмиттер транзистора напряжение не подается.
Если же рывок штанги происходит от схода головки токоприемника с контактного провода н цепь высокого напряжения прерывается, то реле минимального тока срабатывает и контакты 6 замыкаются. I lp t этом на эмиттер транзистора подается напряжение от отвода источника питания.
Открытый транзистор пропускает ток и включает катушку электромагнитного реле
8, которая контактами 10 включает электродвигатель 3 намоточного барабана. Последний наматывает канат, штанга притягивается к крыше троллейбуса и размыкает концевой выключатель 9, питание катушки электромагнитного реле и сигнальной лампы прекращается, контакты 10 электромагнитного реле 8 размыкаются и электродвигатель отключается.
Контакты 17 находятся в замкнутом положении только при срабатывании инерциЭ ш
I,5 20 25
4П
45, о . ) Э
65 онного механизма от рывка штанги. B течение такого короткого времени реле минимального тока может не сработать, несмотря на то, что цепь тока высокого напряжения разрывается, транзистор не пропускает ток и штангоуловитель не срабатывает.
Для того чтобы этого не произошло, предусмотрен конденсатор 12 выдержки времени на включение катушки электромагнитного реле. Его емкость подобрана так, чтобы транзистор мог находиться в открытом состоянии такое время, в течение которого cpa6< таст рс. Ic минимального тока.
I1ðï включении катушки электромагнитного реле 8 замыкаются ее дополнительные контакты 15. При этом конденсатор 13 через резистор 11 подключается к базе транзистора, что увеличивает время нахождения транзистора в открытом состоянии. Емкость
:;.îíденсатора 13 подбирается так, чтобы его заряд удерживал транзистор в открытом состоянии то время, в течение которого штанга опускается. По истечении указанного времени транзистор закрывается н, следовательно, двигатель отключается даже в том случае, если концевой выключатель не срабатывает. Своевременное отключение двигателя обеспечивает его защиту от перегрузки.
При необходимости водитель опускает штангу, замыкая выключатель 18.
Предлагаемое устройство обеспечивает достаточное быстродействие и обладает высокой надежностью.
Формула изобретения
Устройство управления штангоуловителем токоприемника троллейбуса, содержащее подключенные к источнику питания электродвигатель и последовательно соединенные концевой выключатель, катушку электромагнитного реле, контакты которого включены последовательно с электродвигателем, контакты реле минимального тока, включенного в силовую цепь троллейбуса, а также конденсатор и контакты инерционного механизма, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия и надежности работы устройства, оно снабжено транзистором, катушка электромагнитного реле соединена с контактами реле минимального тока через переход эмнттер— коллектор этого транзистора, база которого через дополнительные контакты электромагнитного реле и дополнительный конденсатор подключена к источнику питания, причем конденсаторы соединены диодом, подключенным параллельно дополнительным контактам электромагнитного реле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ЧССР № 99137, кл. 201 12, 1960.
2. Авторское свидетельство СССР № 422214, кл. В 601 5/32, 1967 (прототип).
793827
Составитель Н. Шалаева
Техред В. Серякова
Корректор 3. Тарасова
Редактор М. Стрельникова
Заказ 2720/9 Изд. ¹ 114 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5 типография, пр. Сапунова, 2


