Токоподвод индуктора
ТОКОПОДВОД ИНДУКТОРА для . подключения к магнито-импульсной установке, выполненный гибким, о тл и,чающийся тем, что, с целью повышения КПД процесса деформирования , облегчения обработки труднодоступных частей в детали и упрощения изготовления, он выполнен в виде параллельных, изолированных друг от друга гибких шин, имеющих массивные сухари-сегменты, закрепленные на наружной поверхности каждой из шин.
(19) (11) СОНИ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (51)5 В 2! D 26/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 2811400/25-27 (22) 17.03.79 (46) 30.01.91. Бюл. Ф 4 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Л.Т.Хименко, А.В.Легеза и А.Т,Иежуев (53) 621.98.044.06 (088.8) (56) Патент Англии 9 1112905, кл, В 21 D 26/14, 1968.
Авторское свидетельство СССР
Р 264326, кл. B 21 0 26/14, 1969.
Изобретение относится к области обработки металлов давлением импульсного магнитного поля и может найти широкое применение в различных областях металлообрабатывающей промышленности, на транспорте для деформирования, правки и гибки металла.
Известна магнитно †импульсн установка, у которой имеется выносной инструмент — индуктор, содержащий плоский жесткий токоподвод.
Основным недостатком установки с таким токоподводом является невозможность обработки иэделий значительных размеров (цилиндрические емкости, железнодорожные вагоны и др,).
Известна также магнито-импульсная установка, в которой токоподвод индуктора выполнен гибким, Недостатками этого решения являются: наличие коаксиальных кабелей, соединяющих индуктор с установкой, йриводит к большой погонной индуктив2 (54)(57) ТОКОПОДВОД ИНДУКТОРА для подключения к магнито-импульсной установке, выполненный гибким, о тл и,ч а ю шийся тем, что, с целью повышения КПД процесса деформирования, облегчения обработки труднодоступных частей в детали и упрощения изготовления, он выполнен в виде параллельных, изолированных друг от друга гибких шин, имеющих массивные сухари-сегменты, закрепленные на наружной поверхности каждой иэ шин. ности, что снижает КПД процесса формообразования; наличие жгута кабе- ( лей ужесточает токоподвод, что снижает технологические возможности ус- Д тановки и ограничивает обработку труднодоступных участков деталей; сложность конструктивного исполнения р токоподвода иэ-эа наличия большого
Ю количества контактных соединений.
Цель изобретения — устранение ука-. эанных недостатков, т. е. повышение
КПД процесса деформирования, облегчения обработки труднодоступных участков деталей и упрощения изготовления токоподвода.
Поставленная цель достигается тем, что в известной магнитно-импульсной установке, содержащей выносной индуктор-инструмент, гибкий токоподвод выполнен в виде параллельных, изолированных друг от друга гиб ких шин, имеющих массивные сухари, 792683
Составитель Г.Кривонос
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор,Н.Ревская
Редактор Л.Письман
Заказ 669
Тираж 484
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина, 101 сегменты, закрепленные на наружной поверхности каждой as них.
Гибкий токоподвод к магнитно-импульсной установке показан на фиг.1
5 на фнг,2 — разрез А-А фиг.1 ..
Токоподвод содержит две плоские шины 1 и 2, выполненные из набора тонких пластин фольги. Чины 1 и 2 друг. "от друга изолированы изоляционной .прокладкой 3. На наружной поверхности шин 1 и 2 закреплены сухари 4,выполненные в ниде сегментов.
Плоские шины 2 и 1 подсоединены через коммутатор К к батарее емкостного накопителя С. Индуктор 5 подключен к плоским шинам 1,2 и индуктивно связан с обрабатываемой заготовкой 6.
Работа магнитно-импульсной установки начинается в момент замыкания коммутатора К. В цепи, образованной емкостным накопителем С, плоскимн шинами 1 и 2 гибкого токоподвода и индуктором 5, возникает .затухающий колебательный разряд. Ток, протекающий в индукторе 5, наводит вихревые токи в заготовке б. Электродинамическое взаимодействие токов, протекающих через индуктор и наведенных в
30 заготовке 6, и привддит. к деформированию последней.
Во время протекания тока по плоским шинам 1.и 2, между ними возника-, ет электродинамическое вэаимодействие, приводящее к возникновению растягивающих усилий. А увеличение зазора между шинами приводит к значительному повышению индуктивности всего токоподвода, что отрицательно сказывается на КПД процесса деформирования, Для устранения этого недостатка в предлагаемом устройстве с наружной стороны шин и 2 закреплены сухари 4, имеющие сегментную форму.Назначение сухарей 4 — гасить динамические колебания, возникающие при прохождении тока по шинам 1 и 2 в момент разряда емкостного накопителя
С, при одновременном сохранении гибкости плоских шин 1 и 2.
Масса сегментных сухарей 4 должна быть такой-, чтобы она компенсировала кинетическую энергию плоских шин 1 и 2, возникающую при прохождении по ним импульса разрядного тока.
В каждом конкретном случае масса сегментных сухарей 4 рассчитывается по максимальному значению проходящего по шинам 1 и 2 разрядного тока.
Применение плоских шин для токоподвода позволяет повысить КПД процесса деформирования íà 15-207. за счет снижения погонной индуктивности.
Кроме того, данное изобретение позволяет значительно расширить область использования плоских индукторских систем за счет придания токоподводу большей гибкости и подвижности,

