Устройство электропитания
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii)790068 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву № 508858 (22) Заявлено 08,01.79(21) 2711628/24-07 (51) iVL. Кл.
Н 02 3 3/46 с присоединением заявки ¹вЂ”
Государственный- комитет (23) Приоритет пв делам нзооретеннй н открытнй
Опубликовано 23. 12.80. Бюллетень № 47 (53 ) УД К 62 1.3 16 (088. 8),Дата опубликования описания 26. 12.80 (72) Авторы изобретения
В. В. Петров и В. А. Поляков (7I) Заявитель т :: (54) УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТА НИЯ
Изобретение относится к электропитанию средств связи и может быть использовано в вычислительной технике.
По основному авт. св. № 508858 известно устройство электропитания, содержащее два или больше независимых стабилизированных выпрямителя, подсоединен;ных через нелинейный мост параллельно выходным зажимам, аккумуляторную батарею и выпрямитель подзаряда, блок переключения нагрузки с выпрямителей на аккумуляторную батарею, в котором ста билизированные выпрямители снабжены датчиками максимально допустимого тока, выходные зажимы которых включены пос15 ледовательно с зажимами упомянутых нелинейных мостов (1) .
Кроме того, в устройстве электропитания выходные зажимы подключены последовательно с зажимами упомянутых. го стабилизированных выпрямителей.
Однако работа устройства ненадежна, так как вследствие неисправностей в стабилизированном выпрямителе повышается напряжение на его выходе выше до-. пустимого значения, заданного эксплуатационным режимом. К таким неисправностям относится например, обрыв цепи обратной связи с нелинейного моста на блок управления тиристорами, в результате чего тиристорывыпрямителяоткрываются с началом полупериода сетевого напряжения.
В атом случае возникает недогеустимо высокое напряжение на выходных зажимах устройства при минимальной нагрузке и перегрузке атого выпрямителя при номинальной нагрузке. Перегрузка будет иметь место также и при минимальной нагрузке, если в ато же время осуществляется заряд аккумуляторной батареи, т.е. в устройстве неисправность одного рода (обрыв цепи обратной связи) приводит к неисправности другого рода, связанных с перегрузкой силовых элементов выпрямителя.
БелЬ изобретения - повышение функциональной надежности путем выявления неисправного стабилизированного выпря3 7900 мителя и отключения его вместе с выпрямителем подзаряца.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство электропитания введены по числу выпрямителей узлы сравнения
5 на триггерах Шмитта и реле с группой замыкающих контактов, причем цепь питания каждого триггера соединена с выходными зажимами, соециненные последовательно триггер Шмитта и реле подключены параллельно цепочке минусовый выход выпрямителя — минусовый выходной зажим, при этом первый и второй контакты реле подключены между
ПЛЮСОВ ЫМ ВЫХОДНЫМ З ажи МОМ И У ПР аВ >>ЯЮ» шими выходами соответствующих выпрямителей, третий контакт — параллельно выходному транзистору триггера Шмитта, а четвертые контакты всех реле соединены параллельно и подключены к автомату зашиты выпрямителя подзаряда.
На чертеже изображена схема предлагаемого устройства электропитания.
Устройство состоит из 1 а... 1И стабилизированных выпрямителей, под- д5 соединенных по входу к входным зажиMBM> Bo bozo BMxoQHbIM sàжимам Ц 1, Каждый из стабилизированных ьыпрямителей 1 а... 1 И содержит тиристорный выпрямитель 2, блок
3 управления тиристорами, нелинейный мост 4, разделительный диод 5 и датчик 6 максимально допустимого тока.
Между одним из выходных зажимов и одним из выводов аккумуляторной батареи E подключен блок 7 переключения
35 нагрузки Q. с выпрямителей на аккумуляторную батарею Е. Другой выводаккумуляторной батареи соединен с другим выходным зажимом. Между входными зажимами Цс и выводами блока 7
49 переключения нагрузки с выпрямит лей на аккумуляторную батарею включен выпрямитель 8 подзаряда с автоматом
9 зашиты. Узлы 10 а ... 1 Ое сравнения выполнены на триггерах Шмитта и подсоедине45 ны по входу к соответствующим нелинейным мостам выпрямителей 1 а... 1И, по,цепи питания — к выходным зажимам } ®,a по выходу нагружены на исполнительные органы — реле 11 а...
56
11 И с группой замыкающих контактов.
Первый и второй12 и 13 контакты каждого реле подсоединены параллельно уп. равляющим электродам тиристоров-соответствующих выпрямителей 1 à... 1л, 55 третий контакт 14 — параллельно выходному транзистору каждого из 10 а
10 триггеров Шмитта, а четвертые
68 ф контакты 15 всех реле 11 а... 11И соец|п1ены параллельно и подключены к автомату 9 защиты выпрямителя.
Устройство работает слецующим образом.
Параллельная работастабилиэированных. выпрямителей 1 a... 1È в заданном эксплуатационном режиме обеспечивается за счет взаимного функционирования входящих в каждый иэ них узлов — тиристорного выпрямителя 2, блока 3 управления тиристорами, нелинейного моста
4, разделительного диода 5, датчика 6 максимально допустимого тока, а заряд аккумуляторной батареи E и автоматическое переключение питания нагрузки с выпрямителей 1 a... 1 g на аккумуляторную батарею Е обеспечивается за счет взаимного функционирования стабилизированных выпрямителей 1Q
1И, выпрямителя 8 поцзаряда с автоматом 9 защиты, блока 7 переключения нагрузки с выпрямителей на аккумуляторную батарею и аккумуляторной батареи Е;
При возникновении в любом из стаби лизированных выпрямителей 1 а... 1И
:неисправности, например в выпрямителе
1 а, в результате которой напряжение на его выхоце становится выше значения заданного эксплуатационным режимом (например при обрыве цепи обратной связи), на вход триггера 10 а
Шмитта поступает сигнал в результате чего он опрокидывается, реле 11 срабатывает и самоблокируется контактом
14, а кон так ты 12 и 13 з амык ают упр авляющие электроды тиристоров выпрямителя 2. В результате этого выход ста- . билизированного выпрямителя 1 а обесто.чивается и от выходных зажимов отключается резервная мощность. Оставшиеся стабилизированные выпрямители 1 б...
1 Р могут обеспечить только номинальную мощность нагрузки. Поэтому вместе с выкгпочением неисправного выпрямителя автоматически разрывается также цепь заряда аккумуляторной батареи.
Это обеспечивается замыканием контакта
15 реле 11 а, который создает цепь срабатывания автомата 9 защиты от выпрямителя 8 подзаряда. Автомат 9 размыкается исключая перегрузку выпрямителей в случа заряда аккумуляторной батареи.
Эффективность изобретения заключается в автоматическом отключении неисправного стабилизированного выпрямите;ля.и обеспечении, таким образом, номинального напряжения на выходных зажимах, 5 79006 заданного эксплуатационным режимом, а также в автоматическом отключении выпрямителя поцзаряда для согласования реально выцаваемой мощности стабилизированными выпрямителями с мощностью потребляемой нагрузкой. Изобретение существенно повышает функциональную надежность устройства электропитания в целом.
Формула изобретения
Устройство электропитания по авт. св.
1ф 508858, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения функциональной нацежности путем выявления неисправного стабилизированного выпрямителя и
oramo>.ения его:: вместе с выпрямителем подзаряда, в него введены по числу 20
8 Ь выпрямителей узлы сравнения на триггерах
Шмитт» и реле с группой замыкающих контактов, причем цепь питания каждого триггера соецинена с выходными зажимами, соединенные послецовательно триггера и реле подключены параллельно цепочке минусовый выхоц выпрямителя — минусовый выходной зажим, при этом первыйи второй контакты реле подкачены между плюсовым выхоцным зажимом и управляющими выхоцами соответствующих выпрямителей, третий кон акт — параллельно выходному транзистору триггера, а четвертые контакты всех реле соецинены параллельно и подключены к автомату защиты выпрямителя подзаряда.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
И 508858, кл. Н 02 7 3/46, 1972.
Составитель Г. Дамская
Редактор Н. Лазаренко Техред Н.Граб Корректор И.Муска
Заказ 9050/54 Тираж 783 По дписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


