Система автоматического управления
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
«»780684
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, сеид-ву в 616609 (22) Заявлено 310579 (21) 2771905/18-24 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет—
Опубликовано 301О81 Бюллетень М 4О
Дата опубликования описания 3 01 0 81
<51)М. К .
G 05 8 11/06
Государственный «омитет
СССР ро демам изобретений и открытий (53) УДК 62-50 (088.8) Л.Г.Соболева, В.Б.Липис, В.A.Залитис, A.A,Галанин и M.Ý.Ãîëüäáåðã (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области автоматического управления механизмами и устройствами, в частности главными судовыми двигателями с винтами регулируемого шага (ВРШ) в условиях штормового плавания.
По основному авт.св. 9 616609 известна система автоматического управления, которая относится к главным судовым двигателям, работающим в условиях качки.
Она содержит устройство сравнения, подключенное к объекту, датчик регулируемой величины которого подключен к первому входу сумматора и через первый усилитель к первому входу блока умножения, второй вход которого через последовательно включенные блок оценки изменения нагрузки двигателя, второй делитель и не- 20 линейный блок, связан с датчиком колебаний погружения гребного винта.При этом выход блока умножения соединен с вторым входом сумматора, а его выход связан с первым входом устройства сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока оценки изменения нагрузки двигателя.
Известная система при наличии винта регулируемого шага не обеспечи- 30 вает достаточной точности стабилизации. режима. При работе главного судового двигателя на ВРШ нагрузка на двигатель меняется при качке судиа не только из-за изменения погружения оси гребного винта, но и иэ-за изменения шага ВРШ.
Проблема точного регулирования частоты вращения гребного вала становит- . ся особенно важной на современных судах с ВРШ и валогенераторами, где основным методом регулирования является изменение шага ВРШ, а к точности стабилизации нагрузочных режимов пропульсивной установки предъявляются повышенные требования для обеспечения надежной и эффективной работы валогеиератора.
Таким образом, известная система автоматического управления не учитывает изменение нагрузки двигателя при изменении шага ВРШ и поэтому не может обеспечить точной стабилизации режимов работы пропульсивного комплекса двигатель — ВРШ.
Целью изобретения является повышение точности системы путем повышения точности стабилизации нагруэочного режима судовой пропульсивной установ1" 4
t
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 9175/35 Тираж 943 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная,4
Э I
3 !. ки с ВРШ при движении судна на волнении.
Цель достигается тем, что предлагаемая система содержит параллельно включенные сумматор по шагу винта и механизм изменения шага винта, а также блок оценки изменения нагрузки по шагу винта, причем другой вход сумматора по шагу винта соединен с выходом блока умножения, а другой выход механизма изменения шага винта
Через блок оценки изменения нагрузки по шагу винта соединен с одним из входов устройства сравнения.
На чертеже представлена блок-схема системы.
Система содержит устройство 1 срав !5 кения, главный судовой двигатель 2 (объект регулирования), датчик 3 регулируемой величины частоты вращения вала, сумматор 4, усилители 5 и 6, нелинейный блок 7, блок 8 умножения, блок 9 оценки изменения нагрузки двигателя по погружению винта, механизм
10 изменения шага винта, сумматор 11 по шагу винта, блок 12 оценки измене.— ния нагрузки по шагу винта.
На чертеже обозначены % — глубина погружения гребного винта, входной сигнал, характеризующий нагрузку по погружению винта; 1 — входной сигнал, характеризующий нагрузку по шагу винта; Y — регулируемая 30 величина (частота вращения вала);,ирегулирующее воздействие по частоте вращения; Н вЂ” регулируемая величина (шаг винта), x - регулирующее воздействие па шагу винта. 35
Система работает следующим образом.
Полученный с выхода блока 9 оценки изменения нагрузки двигателя сигнал Х„, характеризующий изменение щ погружения винта в воду, поступает на вход устройства 1 сравнения и усилителя 5. При изменении входного сигнала 1„ па величине или по величине и по знаку на сумматоры 4 и 11 через усилители 5, 6, нелинейный блок 7 и блок 8 умножения поступает дополнительный сигнал, который изменяет коэффициенты усиления системы одновременно по двум каналам регулирования, частотой вращения вала и шага винта, обеспечивая тем самым автоматическую самонастройку системы и стабилиэацию режима рабаты пропульсивного комплекса двигатель - ВРШ при качке судна. использование двухконтурного взаимосвязанного регулирования обеспечивает надежную защиту пропульсивной установки с ВРШ от перегрузок и повышенную точность стабилизации тепловых и скоростных режимов главного двигателя и привода изменения шага
ВРШ в условиях штормового плавания, что способствует повышению моторесурса и снижению аварийности. Стабилизация нагрузки двигателя за счет взаимасвяэаннога регулирования как частоты вращения, так и шага винта, с повышенной точностью позволяет не только более полно испольэовать мощность знергоустанавки, но и обеспечить выбор и поддержание оптимальных режимов ее работы при движении судна на волне, улучшая мореходные качества судна в целом и способствуя безопасности штормового плавания.
Система автоматического управления по авт.св. 9 616609, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности системы, она со-, держит параллельно включенные сумматор по шагу винта и механизм изменения шага винта, а также блок оценки изменения нагрузки па шагу винта, причем другой вход сумматора па шагу винта соединен с выходом блока- умножения, а другой выход механизма изменения шага винта через блок оценки изменения нагрузки по шагу винта соединен с одним из входов устройства сравнения.

