Устройство для астатического регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока

 

(iii 780137

Союз Совете их

Соцналистичесиих

Реснублик

- -О- "Й "И- А Н И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено27.11.78 (21) 2689220/24-07 с присоелинением заявки М (5I)M. КК., Н02P506

Веудерственный комитет

СССР ио делам изоеретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15. 11.80. Бюллетень ЭЙ 42

Дата опубликования описания 18. 1 1.80 (53) УДК 621.316. .718.5(088.8) (72) Автор изобретения

Л. В. Баранов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АСТАТИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАШЕНИЯ

ЭЛЕКТР(ЩВИГАТЕЛЯ ПССТОЯННОГО

ТОКА

Изобретение относится к электротех« нике, а именно к области регулируемого злектропривоца и может быть использовано в приводах поцач металлорежущих станков и других механизмов цля регулирования скорости в сверхшироком циапаэоне, захватывающем зону малых скоростей.

Известен електропривоц постоянного тока с импульсным полупровоцниковым

10 усилителем, в котором цля реализации астатического регулирования скорости управление усилителем осуществляется при помощи триггера, на вхоцы которого поцключены зацающий генератор им-!

% пульсов и цатчик связи — сельсин $1) .

Однако известный злектропривоц не обеспечивает абсолютную стабильность скорости в зона малых скоростей, что исключает получение сверхшироких циапаэонов регулирования. Нестабильность скорости неизбежна иэ-еа ошибки в результате прейфа нуля усилительных элементов привоца.

Наиболее близким к изобретению по техйической сущности является устройст-.

so цля астатического регулирования скорости,, вращения электроцвигателя постоянного тока, соцержащее последовательно соединенные эацатчик скорости и преобразователь напряжение-коц, фазовый дискриминатор, один вход которого соеци нен с фаэовым датчиком положения, а выхоц поцключен к силовому преобразователю (2) .

Нецостатком этого устройства является сложность и недостаточная надежность, вызванная построением схемы на элементах цифровой техники; кроме .того, в нижней части циапаэона скоростей также устройство имеет значительную неравномерность вращения из за низкой частоты вхоцных импульсов. Повышение частоты вхоцных импульсов с целью расширения зоны равномерного вращения в известном устройстве приводит к еще большему усложнению, т.е. увеличивается количество полупровоцниковых элементов.

10

2$

$0

3 780

11елью изобретения является упрощение устройства, повышение его надежности и расширение зоны равномерного вращения электродвигателя в сторону низких скоростей.

Поставленная цель достигается тем, чтст в известное устройство введен фаэосмещающий блок, содержащий схему управления, генератор ступенчатого напряжения, нуль-орган, генератор пилообразного напряжения, переключающий элемент и одновибратор, при этом схема управления, вход которой подключен к выходу преобразователя напряжение-код, соединена с генератором ступенчатого напряжения, выход которого подключен к одному входу нуль-органа, другой вход которого соединен с генератором пилообразного напряжения, а выход через последовательно соединенные переключающий элемент, связанный со схемой управления, и одновибратор подключен к другому входу фазового дискриминатора.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена блок-схема устройства, а на фиг. 2временные диаграммы его работы.

Устройство содержит зацатчик скорос- ти 1 (фиг. 1); преобразователь 2 напряжение-код, преобразующий постоянное напряжение s унитарный код; фаэосмещающий блок 3, состоящий из схемы 4 управления, генератора 5 ступенчатого напряжения, нуль-органа 6, генератора 7 пилообразного напряжения, переключающего элемента 8 и одновибратора.

9; источник 10 опорного напряжения, фазовый дискриминатор 11, фазовый датчик 12 положения, электродвигатель 13 йостоянного тока и силовой преобразо— ватель 14.

Устройство работает следующим образом, Постоянное напряжение, пропорциональное заданной скорости, снимаемое с эадатчика 1 скорости, подается на вход преобразователя 2 напряжение-код, представляющего собой управляемый генератор импульсов, частота которых пропорциональна заданной скорости. Снимаемая с преобразователя 2 последовательность импуль-сов (пусть она будет положительной полярности), в виде унитарного кода через схему управления подается на вход генеpampa 5 ступенчатого напряжения, выполненного на основе схемы интегратора.

На выходе генератора 5 напряжение изменяется скачками. Каждый скачок напря. жения соответствует импульсу. на его

137 4 входе. Импульсы имеют постоянную длительность и амплитуду.

Импульсы положительной полярности увеличивают выходное напряжение генератора 5, а импульсы отрицательной полярности снижают его.

Напряжение генератора 5 ступенчатого напряжения сравнивается с напряжением генератора 7 пилообразного напряжения, частота которого синхронизирована частотой источника 10 опорного напряжения в нуль-органе 6.

На фиг. 2 приведены временные диаграммы для двух уровней напряжения гене-. ратора 5 Цд (4) и Ц (Я).

В моменг времени, когда напряжение генератора пилообразного напряжения 7—

Qq достигает уровня напряжения генератора ступенчатого напряжения 5 Ug() (фиг. 2 а) срабатывает нуль-орган 6 и формирует импульсы Ug (фиг. 2 б).

Напряжение Ц нуль-органа 6 (фиг. 1) по команде переключающего элемента

8 (логическая схема повторитель") поступает на вход одновибратора 9, настроенного на частоту источника опорного на пряжения. Одновибратор 9 включается задним фронтом импульсов нуль-органа 6. Через время, равное половине периода частоты опорного напряжения, одновибратор возвращается в исходное положение (фиг. 2 в).

В результате одновибратор 9 будет переключаться, создавая импульсы, фаза которых по отношению к импульсам опорного напряжения будет перемешаться со ско ростью, пропорциональной величине напряжени я э а датчика.

Направление смещения фазы указано. стрелкой (фиг. 2 в). Сплошной линией показаны диаграммы для случая, когда уровень напряжения генератора 5 равен

Ug, (i), а пунктирной для случая Ц (2).

Когда напряжение на выходе генератора 5 станет равным амплитуде пилы", сработает схема управления 4 (фиг. 1) и на вход генератора 5 начнут поступать импульсы отрицательной полярности, и напряжение на его выходе начнет по ступеням снижаться. Одновременно по сигналу схемы 4 управления срабатывает переключающий элемент 8 и импульсы от нуль-органа 6 начнут поступать на вход одновибратора 9 через логическтю схемч . «НЕ", благодаря чему сохранится направление движения фазы, как указано стрелкой на фиг. 2 в.

0 137 6

5 0

40 ф5

5 78

При реверсировании электродвигателя схема 4 управления (фиг. Ц выдает команцу на переключающий элемент 8, В результате чего в отличии от прямого направления в период спадания напряжения на выходе генератора 5 импульсы от нуль-органа 6 поступают на одиовибратор 9 через логическую схему "повто ритель", а в период нарастания - через логическую схему "НЕ". В этом случае направление смешения фазы изменится на противоположное. На вершинах пилообразного напряжения схемой формируются острые импульсы для предотвращения . срыва генерации оцновибратора 9 в случае некоторого расхождения амплитуд напряжений генераторов ступенчатого и пилообразного напряжения.

С входа одновибратора 9 импульсы напряжения поступают»а второй вход фазового дискриминатора 11, на первый вход которого поступает напряжение с выхода фазового цатчика 12 положения, питаемого от источника 10 опорного напряжения. Датчик положения связан с валом электродвигателя 13 и фаза его напряжения изменяется пропорционально скорости вращения вала электродвигателя. Фазовый дискриминатор 11 контролирует состояние фаз напряжений одновибратора 9 и фазового датчика 12 положения и своим выходным напряжением управляет через силовой, например тиристорный преобразователь 14, скоростью электродвигателя 13. Скорость двигателя, таким образом, будет опрецеляться скоростью перемещения фазы импульсов напряжения, создаваемых оцновибратором, а скорость перемещения фазы импульсов одновибратора пропорциональна частоте импульсов преобразователя, напряжениекод, т.е. пропорциональна величине напряжения эадатчика скорости.

Данное устройство позволяет получить регулирование скорости в диапазоне

10>: 1 и более. Точное поддержание скорости привоца в установившемся режиме возможно благодаря тому, что разность между заданным и действительным положением привода, характеризующим его статическую ошибку по положению, сохраняется неизменной в установившемся режиме и определяет нулевую ошибку отработки скорости. Отсутствие статической ошибки по скорости позволяет исключить ограничения диапазона регулирования. Выполнение схемы на аналоговых устройствах управления позволило значительно упростить схему и сделать ее работу более надежной, кроме того, за счет повышения частоты входных импульсов, поступающих с преобразователя напряжение-код, уменьшается величина ступеньки" выходного напряжения генератора ступенчатого напряжения и без усложнения схемы расширяется эона равномерного вращения электродвигателя в сторону низких скоростей.

Формула изобре тения

Устройство для астатического регулирования скорости вращения электроцвигателя постоянного. тока, содержащее последовательно соединенные эадатчик скорости н преобразователь напряжение код,фазовый цискриминатор, oil»» вход которого соединен с фазовым датчиком положения, а выход подключен к силовому преобразователю,отличающееся тем, что, с целью упрощения, повышения надежности и расширения зоны равномерного вращения электродвигателя в сторону низких скоростей, в него введен.фазосмещающий блок, содержащий схему управления, генератор ступенчатого напряжения, нуль-орган, генератор ступенчатого напряжения, нуль-орган, генератор пилообразного напряжения, переключающий элемент и одновибратор, при этом схема управления, вход которой подключен к выходу преобразователя напряжение-код, соединена с генератором ступенчатого напряжения, выхоц которого подключен . к одному входу нуль-органа, другой вход которого соединен с генератором пилообразного напряжения, а выход через последовательно соединенные переключающий элемент, связанный со схемой управления, и одновибратор подключен к другому входу фазового цискримин атора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 279747, кл. Н 02 Р 5/16, 1961.

2. Бай P. Д. и др. Управление следяцими электропривоцами с применением цифровых устройств. М., Энергия, 1969, с. 55, рис. 23.

Устройство для астатического регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для астатического регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для астатического регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для астатического регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам регулирования электроприводов стендов и может быть использовано для испытательных стендов редукторов, дизелей, трансмиссий вертолетов, в которых имеются длинные валы

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх