Стенд для исследования взаимодействия колеса и рельса
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (ii)779847 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву(22) Заявлено 06.12.78 (21) 2692731/29-11 с присоединемием заявки No— (23) Приоритет
Опубликовано 151180. Бюллетень ЙВ 42
Дата опубликования описания 17. 11. 80. (51)М. Кл.З
6 01 М 17/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 625. 2: 061. .6:62(088.8) (72) Автор изобретения
В. А. Ромащенко
Краматорский научно-исследовательским:-.и проектно-технологический институт машиностроения (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КОЛЕСА И РЕЛЬСА
Изобретение относится к области подъемно-транспортного машинострое- ния, в частности к стендам для исследования взаимодействия ходового колеса и рельса, преимущественно кранов.
Известен стенд, содержащий раму, на которой установлена ось для жесткого крепления испытываемого колеса, кольцевой рельс, закрепленный на приводном валу, установленном в опорах 10 на раме, нагружающее устройство и средства для изменения положения оси испытываемого колеса f1) .
Из-за невозможности установки перекоса колеса в вертикальной плос- 15 кости и свободного осевого его перемещения во время вращения, в таком стенде затруднено исследование влияния на надежность работы крана отклонений колеса от вертикальной плоскос- 29 ти, и замер сил трения, возникающих при взаимодействии рельса с беговой дорожкой и ребордой колеса.
Цель изобретения - приближение условий испытаний к естественным усло- 25 виям.
Для этого на раме закреплен стационарный упор, взаимодействующий с торцовой поверхностью вала кольцевого рельса, при этом упомянутые ось 30 и вал кольцевого рельса установлены с возможностью перемещения в осевом направлении, а средства для изменения положения оси выполнены в виде эксцентриковых втулок, в которых расположена ось, а также регулируемыми упорами для оси, расположенными соосно с ней.
На фиг. 1 изображен стенд, общий вид,. °
Стенд содержит раму 1, на которой установлены стойки 2, 3 и стационарный упор 4. Между стойками 2 и 3 размещены испытываемое колесо 5 и кольцевой рельс 6 „ приводимый во вращение приводом 7. Стойки 2 и 3 соединены между собой траверсой 8, в которой смонтировано нагружающее устройство 9. Испытываемое колесо 5 неподвижно насажено на ось 10,. которая свободно может перемещаться в осевом направлении в подшипниках 11, установленных в эксцентриковых втулках
12, в свою очередь, фиксируемых в подушках 13.
Кольцевой рельс 6 также жестко зафиксирован на валу 14, который может свободно перемещаться в осевом направлении в подщипниках 15 и через мессдозу 16 упирается в стационар779847 ный упор 4. Для исходной установки оси 10 предусмотрены правый и левые
-регулируемые упоры 17.
Работает стенд следующим образом.
Правый упор 17 отводят в крайнее правое положение, а левым упором
5 ось 10 с колесом 5 отодвигают вправо до соприкосновения левой реборты с кольцевым рельсом 6. После этого, левый упор 17 также отводится в крайнее левое положение, и эксцентриковыми втулками 12 производится установка углов перекоса оси 10 в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. При этом, если эксцентриковые втулки 12 поворачивают на одинаковые углы, но в противоположных направлениях, ось 15 окажется в горизонтальной плоскости.
При вращении только одной эксцентриковой втулки ось 10 получает перекосы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Вращая винт 9,воздейству- Я ют через мессдозу 16, предназначен" йую для замера нагрузки, и коромысло
18 на подушки 13, и таким образом создают радиальную нагрузку колеса 5 на кольцевой рельс 6. Затем включают привод 7 кольцевого рельса 6, и колесо 5, вращаясь, перемешается в осевом направлении влево, воздействуя при этом на кольцевой рельс 6, который будет также смещаться влево до упора вала 14 в стационарный упор 4. Колесо
6 будет смещаться влево до тех пор, пока правая реборда колеса 5 не начнет кбнтактировать -с кольцевйм рельсом 6. Мессдоза 16 позволит замерить при этом величину осевой силы в мо- 35 менты скольжения колеса 5 относительно кольцевого рельса 6 и упора, правой реборды в его боковую поверх ность.
При необходимости создания осевой 4р нагрузки без перекоса колеса 5 в горизонтальной плоскости, она может быть обеспечена при помощи воздействия . передвижнЬго упора 17 на торец оси 10Величина отвода правого и левого 4 регулируемых упоров 17 в крайнее исходное положение равна или больше суммарного зазора между ребордами испытываемого колеса 5 и боковыми поверхностями кольцевого рельса 6.
Достоинством стенда является универсальность. Он позволяет моделировать силовое воздействие колеса на рельс, контактные условия при разли . чных исходных геометриях поверхностей качения и погрешностях колеса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, стационарные и переходные режимы трения и др.
Формула изобретения
1. Стенд для исследования взаимодействия колеса и рельса,содержащий раму, на которой установлена ось для .жесткого крепления испытываемого колеса, кольцевой рельс, закрепленный На приводном валу, установленном в опорах на раме, нагружающее устройство и средства для изменения положения оси испытываемого колеса, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью приближения условий испытаний к естественным условиям, на раме закреплен стационарный упор, взаимодействующий с TopIJQ вой поверхностью вала кольцевого рельса, при этом упомянутые ось и вал кольцевого рельса установлены с возможностью перемещения в осевом направлении, а средства для изменения положения оси выполнены в виде эксцентриковых втулок, в которых расположена ось.
2. Стенд по и. 1, о т л и ч à ioшийся тем, что он снабжен регулируемыми упорами для оси, расположенными соосно с ней.
Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 473080, кл. G 01 И 17/00,14.04.75 (прототип).
779847 д р
Заказ 9314/7 Тираж 1019 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7<-35 Раушская наб.
Филиал ППЧ "Патент", r. Ужгород, ул. Пррек
4 5 тная, 4
Составитель A. Мыльников
Ре акто Г. Улыбина Техре М.Рейв Ко енто М.Ша оШЯ


