Датчик частоты вращения асинхронного двигателя
(щ779810
Союз Советскнк
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) ЗаЯвлено 26 Л2, 78> (21) 2703237/18-10 с присоединением заявим М
G P 3/00
Государственный комитет
СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 151180. Бюллетень 1 @ 42 (53) УДК 531.77:621.3 ° . 083 (088. 8 ) Дата опубликования описания 15.11.80
A. И. Танатар и В. A. Ужеловский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Днепропетровский инженерно-строительный институт (541 ДАТЧИК ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕФГ
Изобретение относится к технике электрических измерений неэлектрических величин, а точнее к датчикам частоты вращения асинхронных электро" двигателей с фазным ротором. 5
Известны устройства (1), предназначенные для измерения частоты вращения асинхронных двигателей. B этих устройствах вал двигателя механически связывается с якорем тахо- 10 генератора. Такая механическая связь усложняет устройство, кроме того, коэффициент передачи тахогенератора невелик.
Наиболее близким по технической сущности является устройство (2), в котором для исключения механической связи тахогенератора с двигателем, частота вращения которого должна контролироваться, применен Pñïoìî- 2О гательный двигатель постоянного тока.
Недостатком этого устройства является наличие микродвигателя и тахогенератора, имеющих коллекторы, и 25 поэтому недостаточно надежных.
Целью изобретения является создание датчика частоты вращения асинхронного двигателя с фазным ротором без применения вращающихся машин ЗО и механической связи с ним, более надежного в эксплуатации, позволяющего с большей точностью проводить измерения.
Цель достигается тем, что в датчик частоты вращения асинхронного двигателя, содержащий два выпрямительных моста, подключенных соответственно к статорным и роторным обмоткам двигателя, введен операционный усилитель с резистором во входной цепи и триодом в цепи обратной связи, при этом резистор входной цепи операционного усилителя соединен с выходом выпрямительного моста, подключенного к статорной обмотке двигателя, вход и катод триода соединены соответственно с входом и выходом операционного усилителя, а сетка триода соединена с выходом выпрямительного моста, подключенного к роторной обмотке двигателя.
На чертеже изображена схема датчика.
К статорной и роторной цепям контролируемого асинхронного двигателя 1 подключены трехфазные выпрямительные мосты 2 и 3. К выходам последних подключены резисторы 4 и
779810
5 служащие для настройки системы.
К резистору 4 через резистор 6 подключен операционный усилитель 7. В цепь обратной связи этого усилителя включен триод 8, Сетка триода 8 подключена к резистору 5.
Принцип работы датчика заключается в следующем.
При снижении напряжения на статоре асинхронного двигателя 1 пропорционально меняются напряжения U < — на резисторе 4 и Ос — на резисторе 5.
Уменьшение сеточного напряжения триода 8 приводит к уменьшению тока анодной цепи триода 8 и увеличению. его внутреннего сопротивления R„.
Так как передаточная функция операционного усилителя 7 имеет вид
Оьых(P) Zz (Р)
U „(P> Z(P) К„
Ubx
Ra
Ьъ "ьх
1 и, следовательно, выходное напряжение операционного усилителя 7 останется неизменным.
При изменении частоты вращения асинхронного двигателя 1 изменяется напряжение на сетке триода 8
45
0 =Х,02, I где Z< (P); Z > (P) — операторные сопротивления входной цепи и цепи обратной связи
1 — сопротивление резистора б;
R = P..
2. внутреннее сопротивление триода 8; 30 входное напряжение операционного усилителя 7; о,„,„ выходное напря- 35 жение операционного усилителя 7, то из него следует, что где Кв — коэффициент передачи выпрямительного моста 3;
U о — напряжение на кольцах ротора неподвижного асинхронного двигателя 1;
5 - скольжение; а значит, пропорционально меняется сопротивление Rg и выходное напряжение операционного усилителя 7.
Использование операционного уси- лителя с резистором во входной цепи и триодом в цепи обратной связи позволяет отказаться от вращающихся машин — тахогенератора и микродвигателя, что значительно. повышает надежность датчика, а также позволяет многократно увеличить коэффициент передачи датчика, а следовательно, повысить точность измерения.
Формула изобретения
Датчик частоты вращения асин.— хронного двигателя, содержащий два выпрямительных моста, подключенных соответственно к статорным и роторным обмоткам двигателя, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и точности измерения, в него введен операционный усилитель, с резистором во входной цепи и триодом в цепи обратной связи, при этом резистор входной цепи операционного усилителя соединен с выходом выпрямительного моста, подключенного к статорной обмотке двигателя, анод и катод триода соединены соответственно с входом и выходом операционного усилителя, а сетка триода соединена с выходом выпрямительного моста, подключенногО к роторной обмотке двигателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Танатар Л; И. Элементы промышленной автоматики и их динамические свойства . Киев, "Техника", 1975, с.133,140.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 5700839, кл. G 01 P 3/00, 1977 (прототип).
779810
9310/5 Тираж 1019 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Закаэ
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель A. Трегубов
Редактор Г. Улыбина Техред A. Корректор М. демчик


