Устройство для соединения деталей
О П И C A-"-}f
ИЗОБРЕТЕН
Союз Советских
С оцналнстнчесмии
Реснублнк (»)7754 24
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 09. 11. 78 (21) 2682 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 301080. Бюлле
Дата опубликования описания (51)м. Кл.
F 16 В 2/18
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.881 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. М. Мурашев и А. И. Пустовалов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для надежного соединения деталей с односторонним доступом. 5
Известно устройство для соединения деталей с односторонним доступом,содержащее шпильку, в корпусе которой расположены с возможностью осевого перемещения стержень и шарнирно ус- 10 тановленные на нем два Г-образных рычага, размещенных в пазах корпуса шпильки.
Для осуществления крепления деталей в данном устройстве шпильку вста-15 вляют в отверстия в деталях и перемешают стержень в нижнее положение.
При этом рычаги расходятся в противоположные стороны, выходя эа пределы корпуса шпильки, после чего произво дят затяжку гайки (1) .
Однако устройство не возволяет развивать большие усилия при затяжке гайки и не исключена возможность проворота шпильки при затяжке. 25
Известно устройство для соединения деталей с односторонним доступом,содержащее втулку, установленную в совмещенных сквозных отверстиях соединяемых деталей, и расположенный в ней З0 с возможностью осевого перемещения разжимной стержень с буртиком на торце, взаимодействующий с упорными элементами в виде шариков, а также средство для осевой фиксации, при этом втулка и стержень имеют реэьбовые хвостовики, а средство для осевой фиксации выполнено в виде пары гаек, одна из которых навинчена на резьбовой хвостовик стержня, а другая — на реэьбовой хвостовик втулки, причем стержень зафиксирован во втулке от углового проворота (2).
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатками его являются малая несущая способность, обусловленная наличием точечных контактов между соединяемой деталью и упорными элементами в виде шариков(невозможность развить большие усилия затяжки в виду больших контактных напряжений), повышенные осевые габариты, обусловленные частью стержня, выступающей за втулку с навинченной на нее гайкой.
775424!
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности соединения путем увеличения площади контакта взаимодействующих поверхностей упорных элементов и соединяемой детали.
Указанная цель достигается тем, что упорные элементы выполнены в виде сухарей с выступами, стержень установлен во втулке с возможностью вращения, а на его торце выполнены пазы по форме архимедовой спирали самотормозящего профиля, в которых размещены выступы сухарей.
На фиг. 1 представлено .Устройство, продольный резрез; на фиг. 2 сечение A-А на фиг. 1.
Устройство состоит из втулки 1,, в которой с воэможностью вращения установлен стержень 2. На торце стержня в.виде диска 3 выполнены пазы по форме архимедовой спирали. Во втулке выполнены радиальные пазы, в которые установлены упорные элементы в видесухарей 4 с выступами. Выступы упорных элементов установлены в пазах диска 3.
Концы сухарей, обращенные к оси стержня, выполнены с боковыми.симметричными клиновыми скосами 5 и с ограничительными выступами 6. Суммарный угол клиньев сухарей составляет 360 .
Конец втулки, противоположный сухарям, выполнен резбовым с установленной на нем гайкой 7, а архимедова спираль, выполненная на диске, имеет самотормозящий профиль.
Устройство работает следующим образом.
При вращении стержня в одну сторону сухари перемещаются в сторону его оси (см.фиг.2) до соприкосновения вершинами их клиновых скосов, при этом концы сухарей, противоположные клиновым скосам, не должны выступать за наружный диаметр втулки. Затем втулку устанавливают в совмещенные сквозные отверстия деталей 8 и 9 и поворачивают стержень в противоположную сторону до отказа. Удерживая втулку за головку 10, завинчивают гайку до йеобходимого усилия затяжки деталей.
Предложенная конструкция увеличивает несущую способность и сокращает осевые габариты устройства.
Формула изобретения
15 Устройство для соединения деталей, содержащее втулку с резьбовым хвостовиком и гайкой на нем, установленную в сквозных отверстиях соединяемых деталей, а также размещенный во втуле ке стержень, взаимодействующий с упорными элементами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с, целью повышения нагрузочной способности соединения путем увеличения плошади контакта взаимодействующих поверхностей упорных элементов и соединяемой детали, упорные элементы выполнены в виде сухарей с выступами, -TEp>KeHb установлен во втулке с возможностью вращения, а на его торце выполнены пазы по форме архимедовой спирали самотормозящего профиля, в которых размещены выступы сухарей.
Источники информации, 35 принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции Р 2094695, кл. F 16 В 13/00, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 562675, кл. F 16 В 2/16, 1977(прототип).
77:4Л4
Фиг. 1 фцс. Р аказ f694 47 Гираж 1095 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП".Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4
Составитель В. Голов
Редактор T. Морозова Техред Н.Граб Корректор Н. Стец


