Пневматический дифференциатор
ЕОЕС: ЧСЗМ -,ото к;— то " Н.. ° . " т, -,: .. ..r .,;Союз Советских
Социалистических
Республик 0 П И .О -"А "" Н ."й- Е
„„771676
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЧДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву - . (22) Заявлено 09.01.79 (21) 2710658/18-24 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 1510.80, Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 17,1080 (5 2)М. Кл.з
С 06 С 5/00
Государственный комитет
СССР по делам и.тобретеннй и открытий (53) УДК 621-525 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. И. Мамедов, Г. Э. Рахберли и A. A. Агаметов (71) Заявитель (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАТОР
Изобретение относится к средствам пневмоавтоматики, а именно к пневматическим вычислительным устройствам и может быть применено для измерения расхода жидкостей или на притоке в 5 емкость, или на стоке из этой емкости.
Пневматические дифференциаторы, построенные на пневмоэлементах, известны.
Эти устройства (1), содержащие перепадомер давления, охваченный эапаздывающей связью, сумматор и два пневматических диода с различными проводимостями, подключенные к суммато- 15 ру и камере обратной связи, обладают существенными недостатками, заключающимися в узком диапазоне действия и невозможности определения производной, появлении на выходе дополнитель-20 ного, трудно разделяемого паразитного сигнала. Достаточно отметить, что благодаря этим недостаткам не одно из устройств не мЬжет быть применено для измерения расхода жидкостей или 25 на притоке в емкость, или на стоке из емкости путем измерения скорости изменения уровня в этой емкости.
Наиболее близким к данному изобретению является устройство, содер- 30 жащее сопла, одно иэ которых размещено против лопаток воздушной турбины, состоящей иэ вала и турбинного колеса, например, правого вращения, связанного с вариометром и тахометром (2J
Однако, с помощью известного устройства нельзя определить знак и измерить величину производного, что снижает его функциональные воэможности°
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что в нем установлены второе турбинное колесо левого вращения, установленное на валу соосно первому колесу, пневмопреобразователь угла поворота, измеритель перепада давления, первый и второй, инверсный первому, регуляторы и задатчик, причем первый вход измерителя перепада давления через пневмопреобразователь угла поворота связан с выходом вариометра, второй вход - с входным каналом дифференциатора, а выход — с входами переменной регулятора, входы задания которых соединены с выходом задатчика, причем выходы регуляторов соединены с соплами,.расположенными против ло771676
Формула изобретения паток, турбинных колес правого и левого вращения.
Пневматический дифферЕнциатор .представлен на чертеже.
Он содержит турбинное колесо 1 правого вращения, сочлененное с грузикаь.и 2 и коромыслом 3, имеющим опо. ру 4 с тахометром 5, включающим в себя сильфон 6 обратной связи, подключенный к выходу усилителя 7 сообщенного своим входом с соплом 8 у заслонки 9, сочлененной с коромыслом ®
3, и турбинное колесо левого вращения
10, колеса 1 и 10 налажены на вал 11 сочлененный с вариометром 12, соеди--. ненным с пневмопреобразователем угла поворота 13, подключенньм своим вы- 1$ ходом к входу измерителя перепада давления 14, сообщенного своим вторым входом с входным каналом 15 дифференциатора, а своим выходом — с каналами переменной регулятора 16 и инверс- „щ ного ему регулятора 17, каналы задания которых сообщены к выходу эадатчика. 18. Выход регулятора 16 подключен к соплу 19, установленному протиь лопатки турбинного колеса 10, а выход регулятора 17 подключен к соплу
20, установленному против лопаток турбинного колеса 1.
Работа пневматического дифференциатора происходит следующим образом.
При изменении пневмосигнала в канале 15 изменится выход измерителя перепада давления 14. В зависимости от знака и величины этого изменения при заданном значении на выходе,задатчика 18 выходы регулятора 16 и И регулятора 17 изменятся с противоположными знаками. При этом турбинные колеса 1 и 10 будут продуваться из сопел 19 и 20 под различным напором, вследствие чего турбина будет 4Q крутиться в сторону продувки от большого напора. Скорость вращения будет
:измеряться тахометром 5. Одновременно будет измерен выход вариометра 12 в виде угла поворота его выходного вала с помощью пневмопреобразователя угла 4 поворота 13. Днак изменения выхода этого пневмопреобразователя устанавливают так, чтобы компенсировалось изменение пневмосигнала в канале 15.
Таким образом дифференицатор работает как следящая система, призванная компенсировать любые иэменения пневмосигнала в канале 15.Чем больше скорость иэмененйя пневмосигнала,тем больше скорость вращения турбины,что и фификсирует тахометр.На выходе тахометра устанавливается пневмосигнал,пропорциональный усилию, развиваемому центробежными грузиками 2.Если пневмосигнал в канале 15 не иэменится,то турбинные колеса будут продуваться под одинаковым напором, происходит компенсация крутящих турбину моментов.
Применение вариометра с достаточным передаточным числом обеспечит необходимый диапазон работы пневматического дифференциатора. Таким образом, предложенное техническое решение позволило расширить функциональные воэможности пневматического дифференциатора и показаЛо себя надежным средством пневмоавтоматики., Пневматический дифференциатор, содержащий сопла, одно из которых размещено против лопаток воздушной тур". бины,.состоящей из вала и турбинного колеса, например, правого вращения, связанного с вариометром и тахометром, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональ ных воэможностей, в нем установлены второе турбинное колесо левого вращения, установленное на валу соосно первому колесу, пневмопреобразователь угла поворота, измеритель перепада давления, первый и второй инверсный первому, регуляторы и задатчик, причем первый вход измерителя перепада давления через пневмопреобразователь угла поворота связан с выходом вариометра, второй вход — с входным каналом дифференциатора, а. выход — с входами переМенной регулятора, входы задания которых соединены с выходом эадатчика, причем.выходы регуляторов соединены с соплами расположенными против лопаток турбинных колес правого и левого вращения, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.. Авторское свидетельство сссР
М 222002, кл.. С 06 G 5/00,1965.2.Кошарский В.д.идр.Автоматические приборы, регуляторы и управляющие машины, Л., "Машиностроение", 1968, с. 470-473 (прототип).
771676
Составитель 0.. Гудкова
Ре анто Н. Каменская Тех е Ж, Кастелевич Ко екто Л. Иван
Заказ 6 00 62 Тираж .51 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра ская наб. . 4 5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


