Шарнир втулочно-роликовой цепи
Союз Советских
Социалистических
Республик
О Il И C А Н И Е (») 771382
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.05.78 (21) Ж13721/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
F 16 G 13/06
Государственный комитет
Опубликовано 15.10.80. Бюллетень ¹ 38 (53) УДК 621.855. .27 (088.8) па делам изооретеннй и открытий
Дата опубликования описания 25.10.80 (72) Авторы изобретения
В. С. Попов, М. Н. Фрейман, 1О. A. Корнейчук и Б. В. Бурик
Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адмирала Г. И. Невельского (71) Заявитель (54) ШАРНИР ВТУЛОЧНО-РОЛИКОВОИ ЦЕПИ
Изобретение относится к области обшего машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.
Известен шарнир втулочно-роликовой цепи, содержащий валик, расположенный внутри втулки и имеютций продольные и радиальные сквозные канавки для масла, причем продольная канавка выполнена внутри вала по его оси 11).
В известном устройстве не возможен вынос продуктов износа, способствующих задиру сопрягаемых поверхностей валик-втулка, особенно в период первоначальной приработки. Радиальные отверстия сильно затрудняют термообработку валиков из-за образуюгцихся микротрещин, что ведет к аварийному обрыву цепи.
Цель изобретения — повысить срок службы шарнира.
Поставленная цель достигается за счет выполнения канавок для масла на поверх- 20 ности валика в зоне, разгруженной от контактных напряжений, причем канавки выполнены плавно уменьшаюшимися в попереч— ном сечении от одного конца к другому.
На чертеже показан шарнир втулочно-роликовой цепи, разрез.
Шарнир содержит валик 1, втулку 2, закрепленные в соответствующих пластинах 3 и 4 по прессовой посадке. Рядом с торцом валика расположен добавочный смазочный штуцер 5 циркуляционной системы смазки.
На поверхности валика 1 выполнена канавка 6.
Смазка шарнира осушествляется следующим образом.
Масло от циркуляционной системы смазки через штуцер 5 под давлением поступает в канавку 6 валика 1, суживающуюся к выходу, что способствует проникновению масла в зазоры между валиком 1 и втулкой 2.
Канавки 6 аккумулируют повышенное количество смазки в шарнире, способствуют ее качественному распределению в зазорах шарнира и выносу продуктов износа, увеличивают коэффициент полезного действия цепной передачи на основе хорошей смазки и уменьшения коэффициента трения.
Использование предложенного шарнира втулочно-роликовой цепи позволяет повысить эксплуатационную надежность путем аккумуляции смазки в шарнире на всех ста771382 днях его работы, а также исключением случаев задирания поверхностей трения с аварийной распрессовкой валиков и втулок в соответствующих пластинах (так как обильная смазка и отвод тепла препятствуют задиранию 1-го и 2-го рода).
Формула изобретения
1. Шарнир втулочно-роликовой цепи, содержащий валик, расположенный внутри втулки и имеющий продольные сквозные канавки для масла, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы, канавки для масла выполнены на поверхности валика в зоне, разгруженной от контактных напряжений.
2. Шарнир по п. 1, отличающийся тем, что канавки выполнены плавно уменьшающимися в поперечном сечении от одного конца к другому.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе ó 1. Патент США № 2049841, кл. 74 — 251, 1932.
Составитель А. Плавинская
Редактор Е. Зубиетова Техред К.Шуфрич Корректор М. Демчик
Заказ 6662/47 Тираж 1095 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

