Трансформируемый кузов легкового автомобиля
») 768689
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со:оа Советских
Сщиалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 15.10,75 (21) 2181074/27-11 с присоединением заявки Ме— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.10.80 Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (51) М К
В 62 D 31/00
Государственный комитет
СССР оо делам иаобретеиий (53) УДК 629.113.011..5. (088.8) и открыти j (72) Автор изобретения
Э. А. Гудович (71) Заявитель
ТРАНСФОРМИРУЕМЫИ КУЗОВ
ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно: к автомобильным кузовам, которые могут легко трансформироваться из пассажирского варианта «седан» в грузо-пассажирский вариант
«универсал» и наоборот, Известен кузов легкового автомобиля, трансформируемый в грузо-пассажирский и содержащий каркас с опирающейся на него крышей, подвижный в продольном направлении элемент с задним окном, заднюю стенку кузова и багажник с крышкой fl).
Однако эта конструкция кузова сложна и в ней недостаточно увеличивается объем салона автомобиля при трансформировании кузова в грузо-пассажирский вариант.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является трансформируемый кузов легкового автомобиля, содержащий каркас, опирающийся на него крышу, подвижный в продольном направлении элемент, несущий откидывающуюся наружу рамку заднего окна, шарнирно закрепленную откидную заднюю стенку кузова, багажник с крышкой, длина которого равна величине максимального перемещения подвижного элемента, и съемные боковые стекла (21.
Однако это известное техническое решение имеет тот недостаток, что для сохранения прочности такой конструкции необходимо введение в нее силовых элементов, например, поперечных силовых арок, что з ведет к увеличению металлоемкости конструкции и ее усложнению.
Кроме того, в данной конструкции сложно осуществить уплотнение стыков подвижного элемента, которым является крыша, ьp относительно соединяемых с ней элементов кузова, а нарушение уплотнения в процессе эксплуатации автомобиля затрудняет его использование при неблагоприятных климатических условиях.
Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации путем упрощения герметизации подвижных соединений кузова.
Указанная цель достигается тем, что крыша закреплена на каркасе жестко, а
20 подвижный элемент выполнен в виде поперечного заднего пояса, имеющего П-образную форму, с которым связана рамка заднего окна.
На фиг. 1 изображен кузов варианта
2Г «седан» в аксонометрии; на фиг. 2 — кузов варианта «универсал» в аксонометрии; на фиг. 3 — то же, при откинутых положениях задней стенки и рамки заднего окна; на фиг, 4 — вид кузова в плане; на фиг. 5— зо сечение А — А фиг. 4; на фиг. 6 — узел 1
768689
3 фиг. 5; на фиг. 7 — узел II фиг 5; на фпг. 8 — сечение Б — Б фиг. 4; на фиг. 9— сечение  — В фиг. 4; на фиг. 10 — сечение
à — Г фиг. 2; на фиг. 11 — сечение Д вЂ” Д фиг. 10.
В кузов легкового автомобиля входит каркас 1, жестко с ним связанная крыша 2, шарнирно закрепленная откидная задняя стенка 3 кузова, которая может откидываться назад — вниз и съемные боковые стекла 4 в окантовке, закрепленные в варианте «универсал» пластинами 5 и винтами б.
Для переоборудования кузова из варианта «седан» в вариант «универсал» в нем предусмотрен подвижный в продольном направлении элемент, выполненный в виде поперечного заднего пояса 7. Указанный поперечный пояс 7 имеет П-образную форму и устанавливается в варианте «седан» на передние, а в варианте «универсал»вЂ” на задние опоры. Рамка 8 заднего окна 9 закреплена посредством шарнира 10 на поперечном поясе 7 и в варианте кузова «универсал» может откидываться вместе с задним окном относительно указанного шарнира назад — вверх.
Для уменьшения количества видимых снаружи стыков кузова передний торец упомянутой рамки 8 заднего окна перекрывает снаружи торец поперечного пояса 7.
Крышка 11 багажника имеет длину, равную величине максимального перемещения поперечного пояса 7. Эта крышка устанавливается в варианте «седан» с помощью шарнира 12 на рамке с задним окном, а в варианте «универсал» вЂ” между крышей 2 и поперечным поясом 7 и фиксируется четырьмя замками 13 патефонного типа, фиксатор которых в виде крюка 14 при открытом состоянии замка, т. е. когда крышка
11 багажника выполняет свои функции, посредством пружины 15 убран за срез крышки багажника, а в варианте «универсал» входит в зацепление со скобой 1б.
Резиновые уплотнения 17, размещенные в стыках, обеспечивают водонепроницаем ость.
В связи с тем, что поперечный пояс 7 сочленяется с крышей 2 и вертикальными стенками каркаса 1 в варианте «седан», либо с каркасом 1, крышкой 8 багажника и боковыми стеклами 4 в варианте «универсал» по линии, расположенной приблизительно в середине двух находящихся под углом плоскостей, то направление подтяга пояса 7 к указанным узлам выбрано наклонным по биссектрисе указанного угла (см. фиг. 11). Опоры крепления пояса 7 выполнены в виде втулок 18 и, когда пояс
7 в них не установлен, они закрыты не выступающей за габариты кузова крышкой
19, поджимаемой пружиной 20, при этом винты 21 вывернуты из этих втулок. Стык крышки 19 уплотнен прокладкой 22. На
4 нижней части боковых стенок пояса 7 имеется по одному выступу с резьбовым отверстием под винты 21. При установке выступов пояса 7 над отверстиями втулок 18 и заворачивании винтов 21, крышка 19 утапливается, поджимая пружину 20, после чего винты 21 вворачиваются в резьбовые отверстия выступов пояса 7 и последний поджимается к каркасу кузова. гв В варианте «седан» пояс 7 установлен на передние опоры крепления (не показано) и к крыше 2 кузова поджимается двумя замками 13 патефонного типа, Рамка 8 с задним окном 9 закреплена на боковых
15 стенках пояса 7 также замками. Персднпс и задние опоры крепления пояса 7 имеют аналогичную конструкцию.
При переделке кузова автомобиля из варианта «седан» в вариант «универсал» от о крывается крышка 11 багажника, замки 13, поджимающие пояс 7 к крышке 2 кузова, открываются, винты 21 передних опор крепления пояса 7 отворачиваются, и пояс 7 совместно с рамкой 8 заднего окна 9 и крышка кой 11 багажника перемещается, например на технологических (съемных) каретках (не показаны) по пазам 23 (см. фиг. 2) и устанавливается над задними опорами крепления. Винты 21 задних опор
30 крепления заворачиваются и пояс 7 закрепляется на каркасе 1 кузова. Затем открываются замки 13, крепящие рамку 8 с задним окном 9 на боковых стенках пояса 7, снимаются шарниры 12, соединяющие
35 крышку 11 багажника с рамкой 8 и последняя поднимается назад — вверх в шарнире 10. Крышка 11 багажника на тех же технологических каретках по пазам 23 перемещается вперед и затем закрепляется
40 между крышей 2 кузова и поясом 7 замками 13. Хвостовики 24 боковых стекол вставляются в паз между отогнутой верхней кромкой крышки 11 багажника и ее уплотнительной прокладкой 25. Потом пластины
45 5 вводятся в пазы 23 и винты б подтягивают стекла к сочленяемым с ними узлам, обсспечивая герметичность стыков. Переделка из варианта «универсал» в вариант
«седан» осуществляется в обратном порядке.
6 Снятые и не используемые в том или ином варианте узлы: боковые стекла или шарниры крышки багажника, могут располагаться в боковых нишах багажника.
Наличие в кузове подвижного в продольном направлении элемента, выполненного в виде поперечного заднего пояса
П-образной формы позволяет крьппу кузова устанавливать неподвижно. Это приводит к тому, что конструктивные и весовые бО характеристики описываемого кузова приближаются к аналогичным характеристикам нетрансформируемого кузова типа «седан», Кроме того, в предлагаемом кузове
66 рамка с задним окном и крышка багажни768689
11-1ие 6 и А8
Составитсль Г. Петрова
Техред А. Камышникова Корректор Н. Федорова
Редадтор Н. Ахмедова
Подписное
Изд. Хе 517 Тираж 729
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7478
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома



