Тормозная система транспортного средства
О П И С А Н И Е нц768678
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Оаюз Советский
9оциадиотичеоких
Ресщбдин
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.08.77 (21) 2517558/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М.К .
В 60Т 13/60
Государственньй комитет (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (53) УДК 629-113.59 (088,8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (72) Автор изобретения
А. Г. Рамазанов (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств, в частности автомобилей.
Наиболее близкой к изобретению из известных является тормозная система транс- 5 портного средства, преимущественно автомобиля, содержащая управляемый педалью главный тормозной цилиндр, связанный трубопроводами через гидровакуумный усилитель с колесными цилипдрамп, прп этом 10 корпус усилителя разделен диафрагмой па две камеры, первая из которых подключена через запорный клапан к впускной трубе двигателя, а вторая через клапан управления усилителя — к магистрали избыточного давления (1).
При торможении двигателем запорный клапан изолирует первую камеру от впускной трубы двигателя, если при этом производить торможенпе включением колесных эд цилиндров, запас вакуума в первой камере снижается, снижается следовательно при последующем торможении и давление в тормозной системе, что снижает эффектп„ность торможения. 25
Цель изобретения — повышение эффективности системы при торможении двигателем.
Указанная цель достигается тем, что система снабжена камерой повышенного дав- 30 ления, образованной между двумя заслонками с управлением от упомянутой педали, последовательно установленными в выхлопной трубе двигателя, и дополнительным клапаном для регулирования сообщения камеры повышенного давления с атмосферой, прп этом магистраль пзбыточногодавлення подключена к камере повышенного давленпя, причем дополнительный клапан выполнен в виде корпуса, разделенного диафрагмой на камеру, связанную с первой камерой усилителя, и на камеру, сообщенную с атмосферой, и запорного элемента, поджатого оттарированной пружиной к седлу. отверстйя, сообщающего камеру повышенного давления с атмосферой, и связанного толкателем с диафрагмой дополнительного клапана, кроме того, дополнительный клапан снабжен регулировочной гайкой, установленной на стенке его корпуса, а упомянутая пружина установлена между запорным элементом и указанной гайкой.
На чертеже изображена тормозная система транспортного средства.
Тормозная система состоит нз управляемого педалью 1 главного тормозного цилиндра 2, подключенного через гидровакуумный усилитель 3 к колесным цилиндрам (не показаны). Усилитель 3 имеет корпус, разделенный диафрагмой 4 на первую ка768678
15
25 меру 5 и вторую камеру 6. Камера 5 сообщена через запорный клапан 7 с впускной трубой двигателя, на которой под карбюратором 8 установлен воздушный клапан 9.
Камера 5 сообщена также с камерой 10 дополнительного клапана 11, в корпусе 12 установлена диафрагма 13, соединенная толкателем 14 с запорным элементом 15, поджатым оттарированпой пружиной 16 к седлу 17 отверстия, сообщающего камеру повышенного давления 18 с атмосферой.
В корпусе 12 имеется также камера 19, сообщенная с атмосферой. Камера 18 образована в выхлопной трубе 20 заслонками
21 и 22 и подключена через магистраль 23 избыточного давления и клапан 24 управления усилителя 3 к камере 6.
Для регулировки силы прижатия элемента 15 к седлу 17 на стенке корпуса 12 установлена регулировочная гайка 25.
Тарировка пружины 16 производится таким образом, чтобы сила, прижимающая элемент 15 к седлу 17, корректировалась соответственно изменению внутреннего запаса вакуума в камере 10.
Если двигатель работает, педаль 1 не нажата, воздушный клапан 9 закрыт, заслонки 21 и 22 открыты и двигатель засасывает чистый воздух через карбюратор 8, то вакуум, образующийся во впускной трубе, передается в камеры 5 и 6 усилителя 3 и в камеру 10 клапана 11. Давление на диафрагму 4 усилителя 3 с обеих сторон одинаково, и она занимает исходное (переднее) положение.
При нажатии на тормозную педаль в первый момент открывается клапан 9 и через него двигатель засасывает чистый воздух.
Разрежение во впускном тракте двигателя резко падает. При этом запорный клапан 7 автоматически разъединяет впускную трубу с усилителем 3. Это приводит к образованию в системе усилителя внутреннего запаса вакуума, который расходуется no ме ре торможения.
Усилие, создаваемое при работе на тормозном режиме разностью между значениями вакуума в камере 10 и атмосферой, передается через диафрагму 13 па пружпну
16 и при этом корректируется сила, прижпмающая элемент к седлу 17. В последующий момент заслонки 21 и 22 перекрывают выхлопную трубу, тем самым давление, создавшееся на выпуске за заслонкой 21 передается в надпоршневые полости двигателя. Таким образом происходит торможение движущегося транспорта. Давление, создавшееся в камере 18, корректируется с помощью клапана 11 соответственно изменению степени разреженности в камере 10.
Причем, насколько уменьшается или увеличивается внутренний запас вакуума в системе усилителя, настолько же соответственно увеличивается или уменьшается давление в камере 18.
4
Одновременно при нажатии на педаль торможения усилие от нее передается тормозной жидкости главного цилиндра 2. жидкость, проходя через усилитель 3, идет в рабочие тормозные цилиндры и заодно создает давление на поршень клапана 24 управления усилителя. В начале торможения давление тормозной жидкости одинаково во всей гидравлической магистрали.
При возрастании давления клапан 24 подключает камеру 18 к камере 6 усилителя 3.
Разность давлений в камерах 5 и 6 передается через диафрагму 4 и на поршень усилителя 3, чем и создается дополнительное давление в колесных цилиндрах.
Гайкой 25 производится первоначальная регулировка силы сжатия пружины 16.
B результате такой регулировки, при максимальном значении внутреннего запаса вакуума в камере 10, элемент 15 должен открываться при атмосферном давлении в камере 18 на выпуске.
Формула изобретения
1. Тормозная система транспортного средства, преимущественно автомобиля, содержащая управляемый педалью главный тормозной цилиндр, связанный трубопроводами через гидровакуумный усилитель с колесными цилиндрами, при этом корпус усилителя разделен диафрагмой на две камеры, первая из которых подключена через запорный клапан к впускной трубе двигателя, а вторая — через клапан управления усилителя к магистрали избыточного давления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности системы при торможении двигателем, она снабжена камерой повышенного давления, образованной между двумя заслонками с управлением от упомянутой педали, последовательно установленными в выхлопной трубе двигателя, и дополнительным клапаном для регулирования сообщения камеры повышенного давления с атмосферой, при этом магистраль избыточного давления подключена к камере повышенного давления, 2. Тормозная система по п. 1, отл и ч аю щ а я с я тем, что дополнительный клапан выполнен в виде корпуса, разделенного диафрагмой на камеру, связанную с первой камерой усилителя, и на камеру, сообщенную с атмосферой, и запорного элемента, поджатого оттарированной пружиной к седлу отверстия, сообщающего камеру повышенного давления с атмосферой, и связанного толкателем с диафрагмой дополнительного клапана.
3. Тормозная система по п. 2, о тл и ч а ющ а я с я тем, что дополнительный клапан снабжен регулировочной гайкой, установленной на стенке его корпуса, а упомянутая пружина установлена между запорным элементом и указанной гайкой.
768678 в в
Составитель С. Макаров
Техред И, Пенчко
Редактор Н. Ахмедова
Корректор Т. Трушкина
Заказ 1986/15 Изд. № 470 Тираж 772 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. «Автомобиль ГАЗ-бб», г. Горький, 1976, с. 98.


