Устройство для контроля состояния аккумулятора
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик р >767876 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М. Кл.з (22) Заявлено 07. 12 ° 78 (2! )2692273/24-07 с присоединением заявки №
Н- 01 М 10/48
Государственнмй комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) ПриоритетОпубликовано 300980.Бюллетень ¹ 36 (53) УДК 621. .355.1 (088.8) Дата опубликования описания 300980 (72) Автор изобретени я
С. В. Кулдин (71)заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ
МКУМУЛЯТОРА 1
Изобретение относится к основным элементам электрического оборудования и может быть использовано для дистанционного контроля состояния аккумулятора в процессе его эксплуатации. 5
Известны способы и устройства для
I измерения степени заряженности акку-. муляторов как по падению напряжения на зажимах аккумулятора, так и по изменению плотности электролита. 10
Известно, например, устройство для. дистанционного измерения степени заряда стационарного аккумулятора,содержащее включенный в вакуумную систему сосуд для отьора электролита, в котором размещены подпружиненный поплавок> клапан для предотвращения вытекання электролита и ловушка (1).
Это устройство измеряет степень заряда аккумулятора одновременно по падению напряжения и изменению плотности электролита, но требует специальной вакуумной системы и отбора проб электролита.
Наиболее близким по технической 25 сущности к изобретению следует считать устройство для контроля состояния акуумулятора, содержащее индикаторный прибор и датчик измерения плотности и уровня электролита, выполненный на 30
2 базе электромагнита, снабженного потенциометром и нагруэочным резистором, соединенным последовательно и подключенными к аккумулятору, а движок потенциометра механически связан; с подвижным сердечником электромагнита. Эта механическая связь осуществлена с помощью рычажного устройства, работающего в парах электролита, а плотность потенциометра загерметизирована эластичной мембраной (2) .
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности измерений за счет исключения трущихся частей в механизме привода движка потенциометра.
Поставленная цель достигается тем, что на штоке датчика изменения плотности установлен и закреплен герметичный магнитоуправляемый резистор а подпружиненный движок резистора изготовлен из ферромагнитного материала и подключен к индикаторному прибору, причем резистор последовательно с сопротивлением нагрузки и обмоткой электромагнита подсоединен к аккумулято" ру;
На фиг. 1 показан возможный вариант конструктивного исполнения чстройд щд
767876
Формула изобретения иа фиг. 2 - электрическая схема соединения элементов устройства.
В корпусе 1 свободно перемещается ,шток 2 с клапаном, на котором с помощью резьбового соединения закреплена. капсула 3 и жестко закреплены сердечник 4 электромагнитл и герметичный баллон, в котором установлены ре зистор 5, направляющая 6; движок 7, изготовленный из ферромагнитного материала, с токосъемником 8. Подпружиненный движок может свободно перемещаться вдоль направляющей 6. Катушка
9 электромагнита размещена в кожухе, охватывающем корпус 1. На корпусе закреплена защитная сетка 10 для пред: iîõðàíåíèÿ капеулы. В собранном виде устройство ввинчивается в крышку аккумулятора 11, а капсула в защитной сетке .займет положений между пластинами 12 аккумулятора. Подсоединение резистора и обмотки электромагнита к зажимам аккумулятора осуществляется через штепсельные разъемы 13 к 14.
° После заполнения капсулы электролитом закрывают клапан,чем:герметйэкруют капсулу. устройство подготовлено к раббте.
При включенном выключателе 15 и нажатой кнопке 16 контроля цепь замыкается (см. фиг..2).Подвижная часть устройства займет равновесное положение, обусловленное взаимодействием силы электромагнита 17 с сердечником, выталкивающей силой электролита, за. висящей от плотности, и силой тяжести подвижной части.,Цвижок потенциометра займет положение, обусловленное взаимодействием силы электромагнита, действующей ка ферромагнитный движок с силой пружины движка, С помощью калибровочного резистора 18 выводит" стрелку. индИкаторного прибора 19 на отметку, соответствующую номинально ,заряженному аккумулятору. В процессе эксплуатации аккумулятора уменьшается плотность электролита, уменьшается выталкивающая сила, действующая на капсулу. Подвижная часть устройства, в том числе и корпус герметичного резистора,займет новое равновесное положение. При перемещений корпуса герметичного резистора изменится сила пружины, действующая на движок. Движок "займет также новое равновесное положение, которое будет отслежено стрелкой индикаторного прибора. По мере разряда аккумулятора происходит и падение напряжения на его зажимах, что пркводит к изменению силы электро магнита, удерживающей через сердечник
20 всю подвижную часть устройства.
Подвижная часть переместится и займет также новое равновесное положение, что вызовет перемещение движка герметичного резистора, но уже обусловленное падением напряжения. аккумулятора.
Кроме того, изменение силы электромагнита, действующей непосредственно, на движок, тоже вызовет перемещение движка. Конструктивно устройство выполнено так, что все факторы, характеризующие разряд аккумулятора, вызывают перемещение движка резистора в одну сторону, т. е. индикаторный прибор будет показывать суммарное воздействие этих факторов.
На шкале индикаторного прибора нанесена ограничительная отметка, соответствующая максимально допустимым изменениям факторов, характеризующих разряд аккумулятора. Положение капсулы подвижной системы в этот момент
: должно быть таким, чтобы верхняя часть: капсулы приблизительно находилась бы на уровне верхних концов пластин аккумулятора. Для различных типов аккумуляторов это достигается перемещением сердечника электромагнита по длине штока. При понижении уровня элекЗ1 тролита ниже уровня пластин подвижная система также выйдет из равновесного состояния и будет отслеживать уровень электролита,что приведет к отклонению стрелки индикаторного прибора за ограничительную отметку.
Таким образом, по отклонению стрелки можно судить о степени разряда аккумулятора, а также о наличии необхо1димого количества электролита. Отклдр кение стрелки за ограничительную.отметку шкалы будет сигнализировать о необходимости проведения профилактики аккумулятора; т. е. его подзарядки илк доливки электролита..
3$
С помощью предлагаемого устройства возможно дистанционно коктролировать степень разряженностк аккумулятора-по изменению плотности электролита и паденйю напряжения одновременно, контролировать минймально допустимый уровень электролита, автоматизировать процесс измерения, уйростить конструкцию, повысить надежность работы устройства, так как исключаются трущиеся элементы, $$ работающие в среде паров электролита.
Устройство для контроля состояния аккумулятора, содержащее индикаторный прибор, нагрузочный резистор к датчик изменения плотности и уровня электролита, выполненный на базе электромагнита с подвижным сердечником, о т4 л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы, оно снабжено герметичным магнитоуправляемым резистором, закрепленным на штоке дат46 чика изменения плотности, а подпружиненный движок резистора, изготовленный из ферромагнитного материала, подключен к индикаторному прибору, причем резистор последовательно с нагру6$ зочиым резистором и обмоткой электро767876 магнита подсоединен к выходным клемMcLM e
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
В 587535, кл.. Н 01 М 10/48, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 587535, кл. Н 01 И 10/48, 1976.
767876
Составитель И. Найдина
Редактор 7. Портная Техред М.PeRsec Корректор Н. истец
Закаэ 0 19 Тираи 44 Подлис ное рНИмПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент . г. Укгород, ул. Проектная, 4



