Устройство контроля движения самолета
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 03.04.78 (21) 2599056/40-23
Союз Советских
Социалистических
Республик 767789 (5! )М. КЯ с присоединением заявки .%—
G 06 G 7j78//
В 64 С 1300 (23) Приоритет
Геаударствеиный комитет
Опубликовано 30.09.80. Бюллетень Ле 36 по делам нэверетеиий и открытий (53) УД К 527.64 (088.8) Дата опубликования описания 30.09.80 (72) Авторы изобретения
Ю. В. Беляцкий и Ю. Г. Коновалов (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ CAMOJIETA
Изобретение относится к системам навигации, в частности, к системам контроля движения самолета на трассе, и может быть использовано для точного выдерживания временного графика движения самолетов.
Известно устройство для расчета путевой скорости и времени прибытия, содержащее дальномер,, счетно-решающий прибор, задатчик времени прибытия, часы, индикатор временной ошибки, соединенные со счетно-решающим приборбм (1), Это устройство не обладает достаточной точностью при движении самолета на трассе и осо:- бенно в районе аэропорта.
Цель изобретения — повышение точности 15 выдерживания временного графика на трассе и в районе аэропорта.
С этой целью в устройство, содержащее счетно-решающий прибор введен угломер, выход которого связан co входом счетно-решающего прибора.
Счетно-решающий прибор содержит бло с управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с дальномером и два потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометров связаны с блоком управления, а подвижные — механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с.Фы втслителем.
На чертеже изображена блок-схема устройства контроля движения самолета.
Оно содержит угломер 1, дальномер 2, счетно-решающий прибор 3, блок 4 отработки, блок 5 управления, потенциометры 6, 7, вычислитель 8, часы 9, индикатор 10 временной ошибки и задатчик 11 времени прибытия.
Устройство контроля движения самолета работает следуипцим образом.
С помощью задатчика 11 времени прибытия пилот устанавливает необходимое время выхода самолета в заданную точку t Координаты точки прибытия (О „, P ) пилот набирает на блоке 5 управления. Ocr подвижного контакта потенциометра 7 механически связана с потенциометром в блоке отработки, причем подвижный контакт поворачивается на угол, пропорциональный текущему значению дальиос15
3 767
D«. Ось подвижного контакта ««оте««циометра 6 механически связана с потенциометром в блоке 5 управления, причем подвижный контакт поворачивается на угол, пропорциональный расстоя««ию до точки прибытия,,Механическая связь показана на чертеже двойной линией.
Один из двух неподвижных контактов каждого потенциометра заземляется, а на другой подается сигнал с блока 5 управления, причем на контакт потенциометра 6 поступает напряже-, ние, пропорциональное косинусу углового положения самолета в точке прибытия, а на контакт потенциометра 7 — напряжение, пропорциональное текущему угловому положению самолета.
Сигнал, снимаемый с подвижного контакта потенциометра 7„будет иметь вид
789 4
Времен««ал ошибка поступает .из вычислителя 8 на индикатор !О временной. ошибки, выполненный в виде стрелочного прибора с нулем посредине шкалы, указывая пилоту отличие от заданного графика движения самолета.
При полном соответствии темпа движения самолета расчетному, временная ошибка равна нулю, и стрелка находится посредине.
Использование уст1«ойства ко««троля движе10 ния самолета повышает точность времени прибытия самолета в ко««трольнь«е точки полета, сокращает расходы топлива, улучшает регулярность и безопасность полетов.
Фор,«ула изобретения где !> (т) — дальность до маяка в текущий ТОК. момент времени t; (t) — угон между направлением на те« точку прибытил и направлением
««а маяк в момент времени t;
К вЂ” коэффициент пропорциональности.
Сигнал, снимаемый с. подвижного контакта потенцнометра 5, будет иметь вид
25
30 где 0 — дальность до маяка в момент э=«с«, нахождения самолета в точке прибы т««я;
В. — угол между направлением на точфО %>. .35 ку вылета и направлением на маяк в точке прибытия;
К «>, -- коэффициент пропорциональности.
Эти сигналы поступа«от на вычислитель 8, который вь«числлет отклонение самолета от за40 да««««ого дабиже««ил Ьт .
1. Устройство контроля движения самолета, содержащее счетно-решающий прибор, вкл«очающий вычислитель, а также содержащее дальноме р, за датчик времени при бы тия, ча сы, и нди катор в ре ме и ной ошибк и, соеди нс нные со счетнорешающим прибором, о т л и ч а к> щ е е с я тем, что, с целью повышения точности выдерживания временного графика»а трассе и в районе аэропорта, в него дополнительно введен угломер, выход которого связан со входом счетно-решаю«цего прибора.
2. Устройство по п. 1, о.т л и ч а ю щ е ес я тем, что счетно-решающий прибор содержит блок управления, соединенный с угломером, блок отработки, соединенный с далы«омером и два потенциометра, причем неподвижные контакты потенциометра связаны с блоком управления, а подв«1жные — механически связаны с блоком отработки и электрически связаны с вычислителем.
Источники информации, *ринятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIdA Р 3619579, кл. 235/150.2, 1973 (прототип).
767789
Составитель А. Блохин
Техред Е. Гаврилешко Корректор М. Пожо
Редактор № Ковальчук
Тираж 75l
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l13035, Москва, Ж-35, Раушская иаб„д. 4/5
Подписное
Заказ 7004/17
Филиал ППП "Патент",, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


