Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскик

Социвлнстическик

Республик!

<>764620

К ПАТЕНТУ (6!) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 210776 (21) 2385526/22-03 (51)М. К .

Е 21 В 47/04 (23) Приоритет — (32) 22.07. 75

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (33) Франция (31) 75.22778

Опубликовано 15.09.80.Бюллетень Й2 34

Дата опубликования описания 170980 (53) УДК 622. 243. (088.8) Иностранцы

Жерар Сежерал и Жин Лавинье (Франция) / (72) Авторы изобретения

Иностранная фирма

" Шлюмбергер Оверсиз С. A." (Панама ) (7!) Заявитель.(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫХ

ПЕРЕМЕЩЕНИЙ КАБЕЛЯ

Данное изобретение относится к измерениям глубины погружения в буровые скважины различных приборов, присоединенных к концу кабеля, так же может быть использовано для обнаруже- 5 ния перемещений кабеля находящегося на поверхности.

Известно устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля, содержащее шасси, две закрепленные 10 на шасси направляющие системы, поддерживающие кабель в двух точках, две подвижные на шасси платформы, установленные с двух сторон кабеля; пружины, размещенные между платфор- 15 мами, два колеса, закрепленные на платформах и находящиеся в тангенциальном контакте с противоположны-. ми сторонами. кабеля под действием пружи ны 1 . 20

Недостатком указанного устройства является недостаточная надежность, поскольку оба колеса установлены на двух кронштейнах-держателях, шарнирно закрепленных на шасси, а пружина находящаяся между кронштейнами„прижимает одно колесо к другому.

Если кабель смещается в сторону и становится слегка перекошенным, система иэ двух колес может так же сме- 30 щаться в сторону, следуя боковому смещению кабеля.

Целью данного изобретения является обеспечение надежности работы устройства путем стабилизации усилия нрижатия колеса к кабелю независимо от его поперечных перемещений при движении.

Указанная цель достигается тем, что платформы установлены на шасси с возможностью перемещения относительно него в направлении перпендикулярном оси, проходящей через направлякщие системы шасси.

На фиг. 1-3 представлена принципиальная схема работы устройства.

Устройство обнару :".ения 1 содержит шасси 2, состоящее из двух параллельных продольных стержней 3 и 4, задние концы которых 5 закреплены в бло-е ке б ° Продольная ось шасси, обозначенная на чертеже пунктирной прямой

7, параллельной стержням 3 и 4, расположена на половине расстояния между ними. Блок б закреплен с помощью полного кардана на нижнем конце консоли 8, средняя часть которой закреплена на управляемом кронштейне °

Классический полный кардан имеет крестовину, первая цапйа 9 которой

764620 ней части поперечных ребер 21. Крон штейн 30 имеет с другой стороны от цапфы 31 удлинение 33, на конце которого с помощью штифта 34 шарнирно прикреплен шатун 32. Шатун 32 имеет

65 вставлена в просверленное в блоке 6 перпендикулярно стержню 3 и 4 отверстие, в котором может вращаться, и вторую цапфу, вставленную в просверленное в консоли 8 вертикально и перпендикулярно направлению управляемого кронштейна отверстия, в котором она может вращаться. Полный кардан дает возможность продольной оси шасси поворачиваться в любом направлении, вращаясь вокруг его центра, при ,этом стержни остаются неподвижны.

При нормальной работе управляемый кронштейн расположен приблизительно горизонтально, и следовательно, вторая цапфа крестовины ориентирована строго вертикально. Первая цапфа 9 15 также лежит приблизительно горизонтально. Плоскость симметрии 10 стержней 3 и 4, расположена на половине расстояния между этими двумя стержнями и называется, следователь- 2О но,.осевой плоскостью шасси, также поддерживается строго вертикальной.

На равном расстоянии от осевой плоскости шасси на нижней поверхности

11 блока б установлЕны вращающиеся цилиндрические ролики 12 и 13, между которыми проходит кабель. Ролики 12 и 13 расположены по вертикали полного кардана и позволяют направлять кабель с помощью управляемого кронштейна. Боковая сила, Прилагаемая роликами 12 и 13 не оказывает никакого противодействия ориентации шасси вдоль кабеля, Ориентация шасси вдоль кабеля поддерживается с помощью двух направляю- З5 щих систем 14 и 15, установленных соответственно на задних и передних концах стержней 3 и 4. Направляющая система 14 имеет корпус 16, образованный двумя.трубчатыми частями 17 и 40

18, насаженными соответственно на стержни 3 и 4, две продольных боковых стенки 19 и 20 и два поперечных ребра 21, перпендикулярных трубчатым частям 17 и 18. Корпус 16 име- 45 ет также два барабана 22 и 23, расположенных напротив друг друга и пересекающих соответственно боковые стенки 19 и 20. В барабанах 22 и 23 !

-просверлены коаксиальные отверстия, в которые вставлены два шарикоподшипника 24 и 25. Колесо 26 заклинено на втулке, вращающейся в шарикоподшипниках 24 и 25. Ocb вращения колеса 26 также перпендикулярна осевои плоскости шасси..

Шкив 27, имеющий периферическую канавку 28 в форме буквы У, благодаря шарикоподшипнику 29 может вращаться на кронштейне 30, шарнирно скрепленном с цапфой 31, находящейся в ниж-gp фланец 35, который может скользить в цилиндре 36, в направлении, ограниченном кольцом 37 ° Пружина 38 зажата между фланцем 35 и дном цилиндра 36, к которому прикреплена надставка 39, связанная шарнирно с помощью штифта 40 с рукояткой 41. Рукоятка 41 в свою очередь шарнирно» закреплена на цапфе 42, неподвижно укрепленной на поперечном ребре 21.

Когда рукоятка 41 находится в нижнем положении, пружина 38 сжата и толкает вниз удлинение 33 кронштейна 30. Шкив

27 в этом случае выталкивается наверх и прижимает кабель к колесу 26.

Для освобождения кабеля рукоятка 41 переводится в верхнее положение, при этом расжимается пружина 38 и дает воэможность шкиву 27 откинуться вниз вокруг цапфы 31.

Направляющая система 15, помещенная рядом с блоком б, аналогична системе

14 имеет колесо 43 и шкив 44, идентичные колесу 26 и шкиву 27. Однако втулка колеса 43 соединена с помощью конической передачи с квадратным стержнем, увлекаемым вращением колеса

43. Этот стержень соединен с механическим приводом, который может быть заменен в случае крайней необходимости электрическим приводом.

Между двумя направляющими системами 14 и 15 на двух стержнях 3 и 4 укреплена спаренная система обнаружения смещений кабеля.

В четырех углах прямоугольной рамки 45 расположены направленные вверх и предназначенные для захвата стержней 3 и 4 зажимы 46. Вертикальная щель 47 позволяет зажимать стержень в зажиме с помощью винта 48. Задняя поперечная часть рамки имеет два зажима 49, направленных вниз расположенных симметрично по отношению к осевой плоскости шасси и предназначенных для захвата поперечной трубки 50.

Винты 51 зажимают трубку 50 в зажимах 49 и поддерживают ее перпендикулярно осевой плоскости. Посередине поперечной части рамкой 45 с помощью гайки 52 регулируемом положении закреплен зажим 53, в котором зажата вторая поперечная трубка 54.

С двух сторон от осевой плоскости установлены платформы 55 и 56, скользящие по поперечным трубкам.50 и

54. Платформа 55 имеет две полых трубчатых части 57 и 58, соединенных двумя распорками 59 и 60 с центральной кольцевой частью 61. Трубчатые части удлиняются книзу с помощью стояков 62 и 63, нижние части которых соединены с ажурной прокладкой 64. В трубчатую часть 57 вмонтированы гильзы с шариками 65 и 66, поддерживаемые пружинящими кольцами 67 и 68. Гильзы с шариками 65 и 66 могут скользить в трубке 50. На крышке 69, заключенной в трубчатой части и имеющей прок764620 ладку 70 и 71 имеется часть с нарезкой 72, а на конце названной крышки просверлено отверстие 73 для валика

74. Заглушка навинчивается на часть с нарезкой 72. На противоположном конце трубчатой части закреплена эластичная гармошка 75, препятствующая 5 проникновению крупных частиц пыли в гильзы с шариками. Внутри трубки 50 вставлена пружина 76. Трубчатая часть выполнена скользящей на поперечной трубке, также содер- 10 жащей пружины, прижимающей друг к другу платформы. Сверхстатичное крепление двух платформ на поперечных трубках с помощью шариковых гильз делает систему из двух трубок недеформируемой, что не требует жесткого закрепления рамки на шасси. Для этого достаточно, чтобы трубки были закреплены на шасси в трех точках,причем положение одной из них может регулироваться.

На центральной части винтами (на чертеже не показаны) закреплен корпус 77 подшипника, в который вмонтирован шариковый подшипник 78. В центре ажурной пластинки с помощью винтов закреплен другой корпус подшипника с шариковым подшипником. Внутри этих двух подшипников вмонтирована вращающаяся втулка 79 измерительного колеса 80, находящегося в тан- ЗО генциальном контакте с кабелем в случае, если платформа стремится повернуться к осевой плоскости под действием пружины.

В верхней части корпуса подшипни- 35 ка закреплен корпус фотоэлектричес- кого кодирующего устройства 81. Это кодирующее устройство классического типа имеет диск, на котором ближе к краям попеременно выгравированы проз 0 рачные и непрозрачные зоны, закрывающие оптический путь между источником света и приемными ячейками. Диск кодирующего устройства 81 соединен с втулкой 79, измерительного колеса 80, Кодирующее устройство выдает два сиг-45 нала частот, пропорциональных скорости вращения колеса, причем эти два сигнала изменяют фазу на 90, в з

+ О ависимости от направления вращения..

Второе измерительное колесо 82 также вращается на платформе, находясь в та нгенциаль ном контак те с другой стороной кабеля. На платформе установлено второе кодирующее устройство, 55 идентичное кодирующему устройству, вырабатывающие сигналы, характеризующие угловые смещения второго измерительного колеса. Можно заметить, что кабель зажимается между двумя измерительными колесами с помощью пру- 60 жин, однако эти пружины не оказывают никакого противодействия поперечным смещениям системы, образованной двумя измерительными колесами, которые, возникают из-за изгиба кабеля в горизон- 65 тальной плоскости. При оптимальном положении измерительного устройства точки опоры измерительных колес лежат на горизонтальной прямой, причем счлы, прижимающие колеса к кабелю„имеют противоположное направление и равны между собой, т.к. они возникают под действием двух пружин.

Для того, чтобы иметь возможность вводить кабель между измерительными колесами, на шасси имеются средства для разведения последних. В середине хомутика 83, закрепленного на продольных стержнях установлен вертикальный вал 84, который может вращаться, на нижнем конце которого находится кулачок 85. В верхней части вала 84 имеется наклонная рукоятка

86, позволяющая вручную поворачивать кулачок 85 на котором есть два близко расположенные выступа 87 и 88 и два более удаленные углубления, соединенные с выступами округлыми симметричными линиями. Плечо 89 закреплено с боковой стороны платформы винтами 90 и доходит в горизонтальном направлении до выступов кулачка. Другое симметричное плечо закреплено на платформе. При повороте рукоятки 86 по часовой стрелке, кулачок толкает плечо наружу и разводит измерительные колеса, позволяяя вести кабель между ними. Поворот рукоятки в противоположном направлении освобождает платформу и два измерительных колеса под действием пружин, которые могут войти в кОнтакт с кабелем.

Формула изобретения

Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля, содержащее шасси, две закрепленные на шасси направляющие системы, поддерживающие кабель в двух точках, две подвижные на шасси платформы, установленные с двух сторон кабеля, пружины, размещенные между платформами два колеса, закрепленные на платформах и находящиеся в тангенциальном контакте с противоположными сторонами кабеля под действием пружины, о т л и ч а ю щ е е с я тем,,что, с целью обеспечения надежности уст-. ройства путем стабилизации усилия прижатия колес к кабелю независимо от его поперечных перемещений, при движении платформы установлены на шасси с возможностью перемещения относительно него в направлении перпендикулярном оси, проходящей через направляющие системы шасси.

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе

1. Патент США Р 1768809, кл. 33-134, онублик. 1930.

Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля Устройство для обнаружения продольных перемещений кабеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области нефтедобычи, а именно к области контроля движения водонефтяного контакта по пласту, и может быть использовано при контроле эксплуатации нефтяного месторождения

Изобретение относится к средствам контроля технологического процесса ремонта скважины

Изобретение относится к устройствам для измерения уровня жидкости в скважине

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности

Изобретение относится к нефтяной промышленности, а именно к вопросам регулирования разработки нефтяных залежей

Изобретение относится к геофизическим исследованиям скважин

Изобретение относится к геофизическим исследованиям скважин
Наверх