Статор цилиндрической линейной электрической машины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«»748708 (6I ) Дополнительное к авт. сеид-ву

/ (22) Заявлено 28.06.78 (21) 2635973д4 07 (5! )М. Кл.

Н 02 К 41/04 с присоединением заявки ¹

Гасударственный комитет

СССР (23) П риоритет ва делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.07.80. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 17.07.80 (53) УДК 621.313..04(088.8) (72) Автор изобретения

Л. В. Ванкевич (7I) Заявитель

Краматорский индустриальный институт (54) СТАТ0Р ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЛИНЕЙНОЙ

ЗЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрома- 1 шиностроению, а именно к конструкции статора цилиндрической линейной электрической машины.

Известен статор цилиндрической линейной электрической машины, содержащий магнитопровод, состоящий из ярма и зубцового слоя, многофазную обмотку из электропроводящих шин и изоляцию.

В этом статоре электропроводящие шины

10 обмотки размещены в пазах магнитопровода и изолированы между собой и or магнитопровода статора (lj.

Недостатком такого статора является

t5 невозможность получения малого полюсaого деления обмотки для получения малых линейных перемещений вторичного элемента при стаццартной частоте.

Бель изобретения — получение малого полюсного деления обмотки.

Указанная цель достигается тем, что электропроводяшие шины обмотки, изоляция и зубцы магнитопровода выполнен;ы по спирали, причем электропроводящие шины каждой фазы соединены. между собой перемычками, расположенными в канале, выполненном в ярме магнитопровода статора.

На фиг. 1 схематически представлен статор штлиндричесхой линейной электрической машины, продольное сечение на фиг. 2 — то же, поперечное сечение; на фиг. 3 — три витка спирали, образованной электропроводящими шинами, изоляцией и зубцами магнитопровода; на фиг. 4 - левый виток на фиг. 3; на фиг. 5 — средний виток на фиг. 3; на фиг, 6 — правый виток на фиг. 3; на фиг. 7 — элемент статора, состоящий из электропроводящей шины в виде разрезанного кольца, изоляции и стального зубца в виде разрезанного кольца; на фиг. 8 - элемент статора, состоящий из двух электропроводящих шин и стального зубца в виде разрезанных колец, изолированных друг от друга; на фиг. 9— элемент статора с каналами для охлаж748708 пения.

4МЮФВи ммай3а мм м. денни, «ыполне|цц |ми в виде сегментов; на фиг. 10 — элемент статора с каналами для охлаждения, выполйенными в виде круглых отверстий; на фиг. 11 — электропроводяшая шина о соедш|ительной перемычкой; на фиг. 12 - элемент статора с отогнутыми перемычками; на фиг. 13— схема соединения одной из фаз сбмотки при одинаковом направлении намотки; на фиг. 14 — схема соединения фазы об- 10 мотки при различном направлении намотки витков; на фиг. 15 — соединительная переы|чка.

| татор цилиндрической линейной электрической машины содержит корпус 1, в 15 tj котором закреплено ярмо 2 магнитопровода и зубцовый слой 3. Ярмо шихтовано в радиальном направлении. Зубцовый слой состои из отдельных изолированных друг от друга и от ярма элементов 4 статора, 20 представляющих собой выполненные в виде спиралей электропроводящие шины 5 и 6 обмотки, чередующиеся с выполненным в виде спирали сталыым зубцом 7. Зубцовый слой (фиг. 1) состоит из двенад - 25 пати элементов статорз, обмотка является трохфазной и на каждую фазу приходится четыре э:.емента. Каждый элемент статора может -: ть выполнен из определенно1 го количества электропроводяших шин и 30 сталып|х зубцов. Например, на фиг. 7 элемент выпОлнен из одной электропроводяшей ш||ны 8 и одного стального зубца 9 в виде концептрических колец с овме|цен||ыми разрезами 10. Элементы 35 также могут выполняться из двух электропроводящих шин 11 и стального зубца

12 между ними, выполненными в аиде концентрических колец с совмещенными разрезами 13. Все элеМенты изолируются 40 при сборке статора друг от друга изоляцией 14, вь|полненной по спирали и прилегающей к спиральным поверхностям 15 элементов, Or ярма элементы изолированы корпусной изоляцией 16. 45

Элементы статора. могут изготавливаться штамповкой или су|цествующими мето-. дами изгиба ленты на ребро, образуя сра-. зу спиральн|ле витки 17. В случае штамS0 повии витки 1 8 элементов изгОтавли&аются с разрМами 19-21 и соединяются при помощи пайки или сварки между собой в местах разрезов таким обр||зом, чтобы верхняя часть 22 Кйждого последую-.

"щего витка соединялась в местах разреза с нижней частью 23 каждого пред| |д шего вйтка, при этом соединенные элементы

4 образу ют спираль.

С целью охлаждения статора в элементах выполняются каналы для продува воздуха, которые могут быть выполнены в виде сегментов 24 или круглых отверстий

25. Зубцы и электропроводяшие шины могут изготавливаться отдельно друг от друга, Может быть и другая форма изготовления элемента — из одного стального материала с последующим нанесением электропроводного слоя, например, электролитическим способом.

Таким образом, зубцовый слой представляет собой спирали, составленные из элементов статора, в которых электропроводяшие шины чередуются со стальными зубцами и образуют витки, охватывающие внутреннюю расточку 26 статора.

Фазы обмотки образуются за счет соеди1 кения спиральных витков электропроводящих шин. Лля этого не :.>лектропроводяших витках 27 делаются выводы 28 и

29, которые отгибаются под углом 90 и соединяются с выводами других элементов данной фазы согласно схеме соедиПри соединении элементов одной из фаз, например А (фиг. 13), все элементы фазы имеют одинаковое направление намотки спирали. Для сокрашения длины выводов и перемычек 30, соединяющих эти выводы, намотка элементов фазь может быть встречной (фиг. 14).

Е3се перемычки и выводы выводятся в канал 31, выполненный в ярме магнитопровода статора.

Зубцовый слой статора может собираться на специальном шаблоне, изолируется . корпусной изоляцией, затем помещается в ярмо k залрессовывается вместе с ярмом в корпус. Все выводы обмотки статора размещаются в канале ярма и выводятся наружу через отверстие 32 в торцовом шите 33.

При большой ширине витка 27 компактность соединения увеличивается за счет применения специальной перемычки 30, к которой присоединяется вывод 28, Для устранеш|я "концевого" эффекта. на торцах статора могут помешаться вспомогательные трехфазные обмотки, создающие ком||енсируюший магнитный поток (не показаны).

Ширина элемента статора может быть получена в пределах долей миллиметра, в результате чего можно получить малые по|юсные деления. Кроме того, за счет протека|шя тока не только по электропроьодяшим шинам, но и по стальным зуб7487

5 . цам, улучшается использование активных материалов. Из-за уменьшения ширины зубцов уменьшаются зубцовые пульсации потока в рабочем зазоре и улучша.отся энергетические показатели электрической машины.

Предлагаемая конструкция статора позволяет получить малое полюсное деленпе обмотки. формула изобретения

Статор цилиндрической линейной электрической машины, содержащий магии- 15 топровод, состоящий из ярма и зубцового

ОЕ 6 слоя, многофазную обмотку из электропроводящих шин и изоляцию, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью получения малого полюсного деления обмотки, электропроводящие шины обмотки, изоляция и зубцы магнитопровода выполнены по спирали, причем электропроводящие шины каждой фазы соединены между собой перемычками, расположенными в канале, выполненном в ярме магнитопровода статора.

Источники инфор мации, принятые во внимание при экспертизе

l. Горный журнал. Известия высших учебных заведений. 1973, М 7, с. 132-134. Ð б/б 3(74 8708

Составитель В. Филатов

Редактор С. Пыжова Техреду. Каст левич Корректор М. Вигула

Заказ 4380/18 Тираж 783 Подписное

Е НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор цилиндрической линейной электрической машины Статор цилиндрической линейной электрической машины Статор цилиндрической линейной электрической машины Статор цилиндрической линейной электрической машины Статор цилиндрической линейной электрической машины Статор цилиндрической линейной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может найти применение на транспорте, в том числе в летательных аппаратах и в космической технике

Изобретение относится к электромагнитным движителям и может быть использовано, в частности, в космических транспортных средствах

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в робототехнических установках с программным управлением, включающих электропривод с шаговым двигателем, в частности линейным или двухкоординатным, и требующих точного позиционирования исполнительного механизма

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено для привода магнитной подвесной дороги и подъемников
Наверх