Статор цилиндрической линейной электрической машины
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»748708 (6I ) Дополнительное к авт. сеид-ву
/ (22) Заявлено 28.06.78 (21) 2635973д4 07 (5! )М. Кл.
Н 02 К 41/04 с присоединением заявки ¹
Гасударственный комитет
СССР (23) П риоритет ва делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.07.80. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 17.07.80 (53) УДК 621.313..04(088.8) (72) Автор изобретения
Л. В. Ванкевич (7I) Заявитель
Краматорский индустриальный институт (54) СТАТ0Р ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЛИНЕЙНОЙ
ЗЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрома- 1 шиностроению, а именно к конструкции статора цилиндрической линейной электрической машины.
Известен статор цилиндрической линейной электрической машины, содержащий магнитопровод, состоящий из ярма и зубцового слоя, многофазную обмотку из электропроводящих шин и изоляцию.
В этом статоре электропроводящие шины
10 обмотки размещены в пазах магнитопровода и изолированы между собой и or магнитопровода статора (lj.
Недостатком такого статора является
t5 невозможность получения малого полюсaого деления обмотки для получения малых линейных перемещений вторичного элемента при стаццартной частоте.
Бель изобретения — получение малого полюсного деления обмотки.
Указанная цель достигается тем, что электропроводяшие шины обмотки, изоляция и зубцы магнитопровода выполнен;ы по спирали, причем электропроводящие шины каждой фазы соединены. между собой перемычками, расположенными в канале, выполненном в ярме магнитопровода статора.
На фиг. 1 схематически представлен статор штлиндричесхой линейной электрической машины, продольное сечение на фиг. 2 — то же, поперечное сечение; на фиг. 3 — три витка спирали, образованной электропроводящими шинами, изоляцией и зубцами магнитопровода; на фиг. 4 - левый виток на фиг. 3; на фиг. 5 — средний виток на фиг. 3; на фиг, 6 — правый виток на фиг. 3; на фиг. 7 — элемент статора, состоящий из электропроводящей шины в виде разрезанного кольца, изоляции и стального зубца в виде разрезанного кольца; на фиг. 8 - элемент статора, состоящий из двух электропроводящих шин и стального зубца в виде разрезанных колец, изолированных друг от друга; на фиг. 9— элемент статора с каналами для охлаж748708 пения.
4МЮФВи ммай3а мм м. денни, «ыполне|цц |ми в виде сегментов; на фиг. 10 — элемент статора с каналами для охлаждения, выполйенными в виде круглых отверстий; на фиг. 11 — электропроводяшая шина о соедш|ительной перемычкой; на фиг. 12 - элемент статора с отогнутыми перемычками; на фиг. 13— схема соединения одной из фаз сбмотки при одинаковом направлении намотки; на фиг. 14 — схема соединения фазы об- 10 мотки при различном направлении намотки витков; на фиг. 15 — соединительная переы|чка.
| татор цилиндрической линейной электрической машины содержит корпус 1, в 15 tj котором закреплено ярмо 2 магнитопровода и зубцовый слой 3. Ярмо шихтовано в радиальном направлении. Зубцовый слой состои из отдельных изолированных друг от друга и от ярма элементов 4 статора, 20 представляющих собой выполненные в виде спиралей электропроводящие шины 5 и 6 обмотки, чередующиеся с выполненным в виде спирали сталыым зубцом 7. Зубцовый слой (фиг. 1) состоит из двенад - 25 пати элементов статорз, обмотка является трохфазной и на каждую фазу приходится четыре э:.емента. Каждый элемент статора может -: ть выполнен из определенно1 го количества электропроводяших шин и 30 сталып|х зубцов. Например, на фиг. 7 элемент выпОлнен из одной электропроводяшей ш||ны 8 и одного стального зубца 9 в виде концептрических колец с овме|цен||ыми разрезами 10. Элементы 35 также могут выполняться из двух электропроводящих шин 11 и стального зубца
12 между ними, выполненными в аиде концентрических колец с совмещенными разрезами 13. Все элеМенты изолируются 40 при сборке статора друг от друга изоляцией 14, вь|полненной по спирали и прилегающей к спиральным поверхностям 15 элементов, Or ярма элементы изолированы корпусной изоляцией 16. 45
Элементы статора. могут изготавливаться штамповкой или су|цествующими мето-. дами изгиба ленты на ребро, образуя сра-. зу спиральн|ле витки 17. В случае штамS0 повии витки 1 8 элементов изгОтавли&аются с разрМами 19-21 и соединяются при помощи пайки или сварки между собой в местах разрезов таким обр||зом, чтобы верхняя часть 22 Кйждого последую-.
"щего витка соединялась в местах разреза с нижней частью 23 каждого пред| |д шего вйтка, при этом соединенные элементы
4 образу ют спираль.
С целью охлаждения статора в элементах выполняются каналы для продува воздуха, которые могут быть выполнены в виде сегментов 24 или круглых отверстий
25. Зубцы и электропроводяшие шины могут изготавливаться отдельно друг от друга, Может быть и другая форма изготовления элемента — из одного стального материала с последующим нанесением электропроводного слоя, например, электролитическим способом.
Таким образом, зубцовый слой представляет собой спирали, составленные из элементов статора, в которых электропроводяшие шины чередуются со стальными зубцами и образуют витки, охватывающие внутреннюю расточку 26 статора.
Фазы обмотки образуются за счет соеди1 кения спиральных витков электропроводящих шин. Лля этого не :.>лектропроводяших витках 27 делаются выводы 28 и
29, которые отгибаются под углом 90 и соединяются с выводами других элементов данной фазы согласно схеме соедиПри соединении элементов одной из фаз, например А (фиг. 13), все элементы фазы имеют одинаковое направление намотки спирали. Для сокрашения длины выводов и перемычек 30, соединяющих эти выводы, намотка элементов фазь может быть встречной (фиг. 14).
Е3се перемычки и выводы выводятся в канал 31, выполненный в ярме магнитопровода статора.
Зубцовый слой статора может собираться на специальном шаблоне, изолируется . корпусной изоляцией, затем помещается в ярмо k залрессовывается вместе с ярмом в корпус. Все выводы обмотки статора размещаются в канале ярма и выводятся наружу через отверстие 32 в торцовом шите 33.
При большой ширине витка 27 компактность соединения увеличивается за счет применения специальной перемычки 30, к которой присоединяется вывод 28, Для устранеш|я "концевого" эффекта. на торцах статора могут помешаться вспомогательные трехфазные обмотки, создающие ком||енсируюший магнитный поток (не показаны).
Ширина элемента статора может быть получена в пределах долей миллиметра, в результате чего можно получить малые по|юсные деления. Кроме того, за счет протека|шя тока не только по электропроьодяшим шинам, но и по стальным зуб7487
5 . цам, улучшается использование активных материалов. Из-за уменьшения ширины зубцов уменьшаются зубцовые пульсации потока в рабочем зазоре и улучша.отся энергетические показатели электрической машины.
Предлагаемая конструкция статора позволяет получить малое полюсное деленпе обмотки. формула изобретения
Статор цилиндрической линейной электрической машины, содержащий магии- 15 топровод, состоящий из ярма и зубцового
ОЕ 6 слоя, многофазную обмотку из электропроводящих шин и изоляцию, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью получения малого полюсного деления обмотки, электропроводящие шины обмотки, изоляция и зубцы магнитопровода выполнены по спирали, причем электропроводящие шины каждой фазы соединены между собой перемычками, расположенными в канале, выполненном в ярме магнитопровода статора.
Источники инфор мации, принятые во внимание при экспертизе
l. Горный журнал. Известия высших учебных заведений. 1973, М 7, с. 132-134. Ð б/б 3(74 8708
Составитель В. Филатов
Редактор С. Пыжова Техреду. Каст левич Корректор М. Вигула
Заказ 4380/18 Тираж 783 Подписное
Е НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4





