Устройство для управления генератором
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
744458
1
/ . °
Ф (о! ) Дополнительное к акт. свил-ву
I (22) Заявлено 23.02.76 (21) 2332734/18-24 (51)M. Кл.
6 05 В 19/02 с присоединением заявки ¹
Гесударстевиньй квинтет
СССР (28) Приоритет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 30.06.80 (53) УДК
681.335,87.621 .9 (088.8) (72) Автор изобретения
С. В. Качер (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАТОРОМ
Изобретение относится к области устройств для регулирования вращающегося момента и скорости вращения тормозного генератора, механически соединенного с разматываемым рулоном иэ ленточного материала, и может быть применено в целлюлозно-бумажной промышленности.
Для обеспечения выполнения технологических требований устройство управления тормозным генератором продольно-резательного станка долж но обеспечивать в рабочем режиме необходимое О натяжение полотна, а прн заправке — стабилизировать скорость вращения генератора, работающего в двигательном режиме.
Известно устройство, содержащее блок сравне15 ния; входы которого соединены с блоком зада- ния скорости, с датчиком скорости и датчиком момента, а выход через усилитель — с силовым преобразователем тормозного генератора, представляющее собой замкнутую систему автоматического регулирования, в рабочем режиме ко входу усилителя подключается датчик натяжения бумажного полотна (илн датчик тока якоря тормозного генератора), а в режиме
2 заправки — датчик скорости вращения тормозного генератора (1). Необходимое переключение осуществляется по специальной команде с помощью командно-релейной аппаратуры.
Недостатками таких схем переключения являются необходимость подачи специальных команд на выбор режима, возникновение толчков тока в якорной цепи при переключении режимов на ходу станка (например, при переходе с заправки непосредственно на перемотку без остановки привода, необходимость применения допол. нительных реле и командо-аппаратов, налцчие контактов в цепях обратной связи системы авторегулирования, снижаюших надежность работы схемы управления.
Цель изобретения — упрощение устройства управления злектроприводом раската путем исключения операции задания режима работы и обеспечение планового перехода иэ заправочного режима в режим рабочего натяжения.
Поставленная цель доститается тем, что устройство содержит вентили, стабилитроны и огра. ничитель тока, вход которого соединен с датчи40
3 74445 ком скорости, а выход — с блок ом сравнения, выход блока задания скорости через вентили и стабилитроны соединены с соответствующими входами усилителя.
На чертеже представлена электрическая схема
5 устройства.
Устройство содержит привод i тормозного генератора 2, управляемый усилителем 3 системы автоматического регулирования. Входная точка усилителя 3 соединена с датчиком 4 момента натяжения бумаги через резистор 5 и с двумя выходными точками диодиого переключателя через резисторы 6 и 7. Укаэанные выходные точки соединены с траверсой потенциометра
8 задания через вентили 9 и 10. Траверса потенциометра 8 задания соединена также с общей точкой диодов 11 и 12, включенных последовательно в проводящем направлении через два одинаковых резистора 13 и 14 на шины источника питания потенциометра 8 задания.
Цепь из элементов 11, 12, 13 и 14 предназначена для ограничения тока, протекающего через стабилизаторы 15 и 16, которые соединяют выходные точки переключателя с соответствующими резисторами 13 и 14. Для того, чтобы напряжение каждой из выходных точек переключателя по отношению к нулевому проводу
0 могло изменяться только в пределах одной полярности, указанные точки соединены с нулевым проводом через диоды 17 и 18.Напряжение обратной связи от датчика 19 скорости подводится через ограничитель тока(токоограничивающий мост), образованный диодами 20, 21, 22 и 23, к общей точке разделительных
"диодов 24 и 25.
Токоограничивающий мост 20, 21 22 и 23 подключен в проводящем направлении через два одинаковых по величине резистора 26 и 27 к полюсам источника питающего напряжения
Для ограничения напряжения, поступающего от датчика скорости 19 в рабочем режиме, между общей точкой разделительных диодов
24 и 25 включены встречно два стабилитрона
28 и 29, являющиеся стабилизаторами напря-. жения. Потенциометр задания 8 с диодами
9, 10, 11 и 12 и резисторами 13 и 14 образуют блок задания скорости, а резисторы 5, 6 н 7 — блок сравнения.
Режим работы элементов зависит от того, совпадает или не совпадает полярность напря50 жения обратной связи датчика 19 скорости с полярностью напряжения блока задания.
Рассмотрим работу устройства, работающего при положительной полярности напряжения лотенциометра 8 задания (по отношению к нуле55 вому проводу).
При заправке бумажного полотна траверса потенциометра 8 задания находится в зоне малых напряжений. Если сумма абсолютных
8 4 значений напряжений потенциометра 8 задания и датчика 19 скорости, имеющих различную по- 1 лярность, не превышает опорного напряжения стабилитрона 15, то диоды 11 и 12, вентиль
10 и разделительный диод 24 открыты, а диоды 17 и 25 и вентиль 9 заперты. Благодаря этому напряжение потенциометра 8 задания через. вентиль 10 и резистор 7, а напряжение датчика"
19 скорости через диод 24 и резистор 6 подводятся ко входу усилителя 3. Второй сигнал обратной связи, поступающий от датчика момента 4 через резистор 5, при заправке, когда полотно бумаги не натянуто, близок к нулю и на работу схемы не влияет, Таким образом, при малом напряжении задания и не натянутом бумажном полотне система работает в режиме регулирования скорости генератора 2.
При увеличении задающего напряжения потенциометра 8 задания до величины, при которой сумма напряжений потенциометра 8 задания и датчика 19 скорости достигает величины опорного напряжения стабилитрона 15, последний открывается, и по нему через диод 24 и диоды 20, 21, 22 и 23 от датчика скорости 19 начинает протекать ток. Этот момент характеризует начало работы схемы в режиме переключения, В силу малости динамических сопротивлений всех полупроводниковых элементов схемы по сравнению с величиной используемых резисторов ток, протекающий через стабилитрон
15 и диод 24 при увеличении напряжения потеициометра 8 задания резко возрастает до значения тока насыщения моста токоограничения
20, 21, 22 и 23. Ток насыщения определяется величиной резисторов 26 и 27. При этом излишек напряжения задания прикладывается к диодному мосту 20, 21, 22 и 23 и напряжение датчика 19 скорости, прикладываемое к резистору
6, по абсолютной величине уменьшается. Дальнейшее увеличение напряжения потенциометра
8 задания вызывает соответствующее уменьшение величины напряжения, подводимого к резистору
6, с последующим изменением его полярности, Увеличение этого напряжения уже с обратной полярностью продолжается до момента отпирания диода 1?, после чего оно стабилизируется величиной, равной, падению напряжения на этом диоде 17 в проводящем направлении. Отпирание диода 17 завершает процесс переключения, в результате которого цепь сигна. ла датчика 19 скорости оказывается зашунтированной диодом 17 (после моста токоограничителя 20,21, 22 и 23), и напряжение датчика скорости 19 в усилитель 3 не поступает. Таким образом, при больших величинах задающего напряжения потенцнометра 8 ко входу усилителя 3 поступает только сигнал от датчика 4 момента, и устройство работает в режи. ме авторегулирования натяжением бумаги.
58 6 ет схему управления электроприводом (отпадают различные блокирующие связи) и способствует повышению надежности привода. При этом упрощается управление станком. Плавность процесса переключения, которая зависит только от скорости перемещения рукоятки. потенциометра 8 задания, облегчает заправку бумаги на станке, способствуя снижению количества обрывов.
Формула изобретения
Устройство, для управления генератором, содержащее блок сравнения, входы которого соединены с блоком задания скорости, с датчиком скорости и датчиком момента, а выход через усилитель с силовым преобразователем тормозного генератора, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства, оно содержит вентили, стабилитроны и ограничитель тока, вход которого соединен с датчиком скорости, а выход — с блоком сравнения, выход блока задания скорости через вентили и стабилитроны соединен с соответствующими входами усилителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Электропривод продольно-реэательного станка С вЂ” 5 — 15. Технический проект ВНИИЭлектропривод, раздел 4, лист 27 (прототип).
5 7444
После отпирания диода 17 ток, протекающий) через стабилитрон 15, претерпевает второе рез,кое увеличение до тех пор, пока не запрется диод токоограничителя 11. Величина максимального тока, протекающего через стабилитрон
15 и диод 17, в этом случае определяется толь. ко резистором 13 независимо от напряжения потенциометра 8 задания. Описанный порядок работы элементов переключателя возможен при условии, что величины сопротивлений резисторов
l3 и 14 меньше сопротивлений резисторов 26 и 27.
При работе электропривода в рабочем режиме перемотки напряжения датчик 19 скорости имеет полярность, совпадающую с полярностью напряжения потенциометра 8 задания. При этом диод 25 оказывается в1слюченным в проводящем направлении по отношению к напряжению датчика 19 скорости. Но, так как напряжение потенциометра 8 задания в этом случае намного превосходит напряжение датчика скорости
19 ограничиваемое стабилитронами 28 и 29, J то диод 25 остается запертым и напряжение датчика 19 скорости на работу системы авторегулирования не влияет. 25
Таким образом, благодаря применению предлагаемого устройства перевод генератора из режима заправки в рабочий режим и наоборот осуществляется поворотом рукоятки потенциометра 8 задания натяжения бумажного полотна.
Это исключает применение специальной командной и релейной аппаратуры по выбору режима, упроща744458
Составитель В. Скибенко
Техред М. Куэьма Корректор М. Коста
Редактор И. Нанкина
Заказ 3788/10
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Тираж 956 . Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5



