Способ получения дорожного битума
Союз Советик
Социалистическим
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<1>740806 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 091078 {21) 2671574/23-04 с-присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 150680. Бюллетень Мо 22
Дата опубликования описания 20. 06. 80 (51 Щ Кл 2
С 10 С 3/04
Государственный номнтет
СССР по делам нзобретеыый
ы открытый
{53) УДК665,637.88 (088.8) P. С. Султанов, P С, Ахметова, Б. B. Фрязинов, И. A. Чернобривенко, Е. A. Бугай и N. Х. Хисамутдинов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА
Изобретение относится к способа получения дорожных битумов окисле.нием различных нефтяных остатков и может быть использовано в нефтепере" рабатывающей промышленности.
Известны способы получения различных марок битумов на основе прямогонных нефтяных остатков путем их окисления воздухом (11 .
Одним иэ факторов, влиякщих на качество битумов, является природа сырья, Так, хотя процесс окисления нефтяных крекинг-остатков при получении битума проходит быстрее, но качество битумов уступает полученным иэ прямогонных остатков (2).Поэтому в производстве битумов крекингостатки не находят практического применения.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ получения дорожного битума путем окисления воздухом смеси прямогонного гудрона и вакуумного дистиллята (различ-25 ных погонов) Ромашкинской нефти. Температура окисления составляет
-250 С (3) .
Дорожные битумы, получаемые таким способом, имеют больший интервал плас-З() тичности, .низкую температуру хрупкости, в то же время они имеют низкие значения pacTRRHMocTH при 250Ctнедостаточно высокие адгезнонные свойства.
Кроме того, этот способ получения бибумов экономически невыгоден, так как вовлекает в битумное производство дорогостоящие н дефицитные масляные фракции.
Целью изобретения является повышение качества целевого продукта.
Поставленная цель достигается описываемым способом получения дорожного битума путем окисления воздухом при повышенной температуре смеси прямогонного нефтяного гудрона и тяжелой ra зойлевой фракции каталитического крекинга.
Предпочтительно газойлевую фракцию используют в количестве 10—
20 вес. Ъ от исходной смеси.
Отличительные признаки способа заключаются в использовании в качестве дистиллятной нефтяной фракции тя-, желой газойлевой фракции каталитического крекинга, а также в предпочтительных условиях проведения процесса.
Продувку воздухом исходной смеси проводят при 240-260 С.
74 0806
Таблица l
Пример 1 1 T
БHP БВq
130/200 90/130
Показатель
Температура размягче ния по Киш, С
Глубина проникания иглы при температуре, ОС: 25
1 3 0
190
170
О
P аст яжи«ост ь, см „при те«пер ат уре, С:
85
80 120
9,0 5,6
Температура хрупкости, ОС вЂ” 20 — 17
60 60
20 — 18 б 1
Интервал пласти . ности
Индекс пенетрации
О, Покрыто 33% поверхности мрамора
-0,7 -0,8
Покрыт о l 0 0".- 1оверхности мра
«Dp а
Сцеплен Äe с мра«ором
3. 800 г гуцрана с«е- Характеристика полученных битумов тяжелого газойля ката- приведена в тасл. 2. Вр л. 2. емя окисления 3 екинга. Полученную смесь биту«ов составляет 11 и 3 ч.
Таблица 2
Пример 2
Пример 1
Показатель качества битумов
БИД
О/60
/60 60/90
БНД
60/20
Температура размягчения по Киш, С
53
Глубина проникания иглы при температуре, C: 25
47
49
24
В приведенных ниже примерах используют прямогонный гудрон высокосернистой нефти с условной вязкостью при 80 C 28 с, температурой размяг0 чения 29 С и тяжелый газойль каталитического крекинга 350-450ОС с кинематической вязкостью при 100ОС 3,8 сСт.
Получение битума по предлагаемому способу осуществляют следующим образом, Гудро н смешив ают с т я же лым га зойлем каталитическогo кре кинга выки ,- о пающего в пределах 350-450 С, взятого в количестве 10-20 вес. % и далее
Пр имер шивают с: 200 r литического кр продувают ноздухо« в количестве
2 л/мин при 250 C,. Время окисления составляет 9 и ll ч. Получают битумы.
Пример 4,,Пля сравнения получают битум по известному способу. Гудрон н том же -оотношении смешивают с тяжелил вакуумным гогоном перегонки
50 нефти и окисляют в условиях примера 1. смесь подвергают продувке воздухом при 240-260 С.
Пример 1, 900 r гудрона смешивают со 100 г тяжелого гаэойля каталитического крекинга. Полученную смесь продувают воздухом в количестве 2 л/мин при 25 С, П р и и е р 2. Для сравнения получают битум по известному способу.
Гудрон в том же соотношении смешивают с тяжелым накуумным погоном прямой
16 перегонки нефти и окисляют в условиях примера 1.
Характеристика полученных битумов приведена в табл. 1.
Таким образом, способ согласно изобретению позволяет получить вязкие дорожные битумы с улучшенными показателями по растяжимости и адгезии, для более вязких марок битумов с улучщен» ными низкотемпературными свойствами.
Кроме того, сокращается время окисления.
740806
Продолжение табл.2
Растяжимость, см, при температуре, С: 25
80 30
100
3,0
0,6
3,6
Температура хрупкости, С
-16
Интервал пластичности
62 64
-.0, В
Индекс пене трации
Сцепле ние с мрамором
-0,2
-0,6
Покрыто 3 33 поверхности мрамора
Покрыто 100% поверхности мрамора
Формула изобретения
Сост ав итель Н. Королева
Ж.Кастелевич Корректор И. Муска
Редактор Т. Девятко Техред
:545 Подписное
Заказ 3151/30 Тираж
ЦНИИПИ Государственного комитета итета СССР по д елам изобретений и открытий
4/5
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. р
II оектная, 4
1. Способ получения дорожного битума путем окисления воздухом при повышенной температуре смеси прямогонного нефтяного гудрона и дистиллятной нефтяной фракции, о т л и ч а ю — 30 шийся тем, что, с целью повышения качества целевого продукта, в качестве дистиллятной нефтяной фракции используют тяжелую газойлевую фракцию каталитического крекинга. 35
2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что тяжелую гаэойлевую фракцию каталитического крекинга берут в количестве 10-20 вес.Ъ от исходной смеси, Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе
1. Гун P. Б. Нефтяные битумы М., Химия 1973, с. 104-152.
2. Там же, с. 259-262.
3.Патент ГДР 9 74912,кл.22 Н 7/01, опублик. 1975 (прототип).


