Сальник лубрикатора для бронированного каротажного кабеля
О Л И С А Н И Е 735744
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 08.1 2.77 (21) 2552989/22-03 (51) Щ Кл
Е 21 В 33/06 с присоединением заявки №
Государстееииый комитет (23) Приоритет
Опубликовано 25.05.80. Бюллетень №19
Дата опубликования описания . 27.05.8 0 (53) УД 622.245. ,4(088.8) к до делам иэооретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
Л. М.Мочалии и В. Я. Шевлягин
Государственный геофизический трест "Краснодарнефтегеофизика" (71) Заявитель (54) САЛЬНИК ЛУБРИКАТОРА
ДЛЯ БРОНИРОВАННОГО КАРОТАЖНОГО КАБЕЛЯ
Изобретение относится к нефтегазо- т добывающей промышленности, а именно к устьевому оборудованию буровых скважин.
Известны устройства аналогичного назначения с лабиринтным уплотнением, а также с уплотняющими поясами, выполненными в виде роликов (1).
К недостаткам этих устройств относится недостаточное обеспечение герметичности, особенно для скважин высокого давления. о
Известен также сальник лубрикатора, имеющий цилиндрический корпус с лабиринтным уплотнением, дренажный элемент и установленную в кассете уплотняющую
15 втулку, образующую с корпусом полость, соединенную с напорной системой (21.
Недостатком этого устройства является ненадежность герметизации, которая обусловлена быстрым износом уплотнений в процессе работы.
11ель изобретения — повышение герМетичности устройства в скважинах высокого давления, 2
Это достигается тем, что уплотняющая втулка устройства снабжена концентрично установленной относительно ее эластичной оболочкой и снабжена винтовой нарезкой, соответствующей по форме и шагу навивке брони каротажного кабеля, а кассета размещена в корпусе на подшипниках.
На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство, разрез; на фиг.
2 — уплотняющая втулка, разрез, Сальник лубрикатора состоит из корпуса 1, лабиринтного уплотнения 2, дренажного элемента 3, служащего для отвода просочившихся через лабиринтное уплотнение 2 флюидов, накопленных в дренажной полости 4. Кроме того, имеется эластичная уплотняющая втулка 5, выполненная например из резины, которая помещена в цилиндрическую герметизированную кассету 6, причем внутренняя поверхность эластичной втулки 5 снабжена винтовой нарезкой 7, соответствующей по форме и шагу ,навивке брони каротажного кабеля 8. Втулка 5 размещена в цилиндрической элас3 7357 тичйой оболочке 9, закрепленной в кассете 6 "по торцам так, что между оболочкой 9 и стенкой кассеты 6 образована кольцевая полость 10, сообщенная отвер\ стием 11 с внутренней полостью 12 корпуса, которая, в свою очередь, соединена через штуцер 13 с напорной масляной системой (на чертеже не показана). цилиндрическая герметизированная кассета 6 закреплена в корпусе 1 с возмож- о стью" осево«го вращейия, для чего на ее втулках 14 закреплены шариковые под«шипники 15.
Корпус сальника 1 сборный и имеет другие детали: в верхней части масленку 15
1 6, крышку с резьбой 17, несколько уплот нительных колец 18 в местах соединений частей корпуса 1.
В нижней части крышки 17 установле но крепление 19, лабиринтное уплотнение 20 2 с втулками 20 и 21. Крышка 17 снабжена накидкой гайкой 22, Устройство работает следующим об разом.
Масленку 16 заполняют консистентной смазкой, служащей для смазки поверхности каротажного кабеля 8, пбсле чего-на -чинают спускать каротажный снаряд, перемещая кабель 8 вниз через сальник. При этом навивка кабеля 8 обхватывается по всей поверхности внутренней поверхйос«т«ью втулки 5 и начинает ее вращать вместе со всей кассетой 6 в подшипниках 15.Одновременно через штуцер 13 внутрь корпуса 1 в полость 12 подают под давлением веретенное масло, которое через от верстие 11 попадает в полость 10 и обжимает со всех сторон оболочку 9, которая передает это обжатие через эластичную втулку 5 на поверхность кабеля 8. 4О
Таким образом; широкий пояс эластичного обжатия предохраняет от прорыва флюидов через сальник.
44 4
Лабиринтное уплотнение 2 является также необходимым элементом для функционирования сальника. Оно снижает внутреннее давление в корпусе 1 известным образом; т. е. путем стравливания (дренирования) части флюидов через дренажный элемент 3.
Предлагаемое изобретение на устьевых сооружениях буровых скважин позволит существенно сократить износ элементов саль ника лубрикатора, повысить степень герметизации скважин, что, в свою очередь, сократит количество капитальных ремонтов, сяязанных с остановкой работ и разборкой лубрикатора, а также предотвратит возможность аварийных выбросов.
Формула изобре тения
Сальник лубрикатора для бронированного. каротажного кабеля, имеющий цилиндрический корпус с лабиринтным уйлотнением, дренажный элемент и установленную в кассете уплотняющую втулку, образующую с корпусом IIoaocòü,"сМдиненную с напорной системой, отличающийся тем, что, с целью повышения уерметичности уст ройства в скважинах высокого давления, уплотняющая втулка снабжена концентрично установленной относительно нее эластичной оболочкой и снабжена винтовой нарезкой, соответствующей по форме и шагу навивке брони каротажного кабеля, à zacсета размещена в корцусе на подшйпниках.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
No. 159776, кл. Е 21 В 47/00, 1962.
2. Патент США М 2748870, кл„166-77, опублик. 1956 (прототип).
735744
Составитель А. Соловьев
Редактор Л, Лашкова Техред Ж. Кастелевич Корректор М, нигула
Заказ 2385/24 Тираж 626 Подписное
БНИИИИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



