Гидравлический ясс
исаеевун т r1 y. ГК,Я
C.1
OI1 ИСАЕВЫМ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
„„т34390
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.11.71 (21) 1719167/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. К.
Е 21 В 23/00
Государствеииый комитет (53) УДК 622.248.. 13 (088.8) Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 25.05.80 до делам иаобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения
Н. 3. Качлишвили и П. С. Варламов
Северо-Кавказский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (71 ) Зая в и тел ь (54) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЯСС
Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для освобождения прихваченного бурового инструмента в скважине.
Известен гидравлический ясс открытого типа, включающий корпус, дифференциальную камеру и ударный шток (1).
Для включения ясса в работу на его шток необходимо приложить растягивающее усилие, равное произведению гидравлически неуравновешенной площади ясса на величину гидростатического давления столба 1о промывочной жидкости. Поэтому при проведении работ в глубоких скважинах, заполненных утяжеленным глинистым раствором, включить ясс в работу невозможно из-за ограниченной прочности колонны бурильных труб. Известны конструкции яссов закрытого типа, работа которых не зависит от величины гидростатического давления в затрубном пространстве.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гидравлический ясс закрытого типа, включающий корпус с наковальней, шток и гидротормоз, состоящий из поршня и ступенчатой тормозной камеры (2) .
Недостатком этого ясса является сложность конструкции, большая длина ясса, гибкость его, и как следствие, небольшая ударная сила.
Цель изобретения — сокращение габаритов ясса, а также обеспечение возможности работы его как в низкотемпературных, так и в высокотемпературных скважинах.
Указанная цель достигается тем, что в гидравлическом яссе, содержащем корпус с наковальней, шток и поршневой гидротормоз со ступенчатой тормозной камерой, последний концентрично размещен в штоке, причем в теле штока выполнен канал гидравлической связи, сообщающий меньшую ступень тормозной камеры со скважинным пространством.
На чертеже изображен гидравлический ясс в разрезе.
Гидравлический ясс содержит корпус 1 с уступом 2, являющимся наковальней; шток
3, ввернутый в переводник 4; поршневой гидротормоз, состоящий из ступенчатой камеры 5 и поршня 6. Гидротормоз размещен концентрично в штоке 3, поршень 6 гидротормоза надет на разделительную трубку 7, которая навинчена на нижний переводник 8.
734390
В верхней части камеры 5 имеется отверстие для заполнения тормозной жидкостью, которое закрывается пробкой 9. В поршне 6 просверлены продольные каналы, в которые вставлены стержни 10, требуемой длины и диаметра. Переток тормозной жидкости осуществляется по кольцевому зазору между стержнем 10 и стенками канала. В поршне может быть просверлено 8 — 10 таких каналов, которые последовательно соединены между собой, образуя таким образом лабиринтный проход требуемой длины для перетока жидкости.
В теле штока 3 просверлен канал 11, который сообщается с меньшей ступенью а тормозной камеры 5. Через разделительную пробку 12 давление в тормозной камере поддерживается равным затрубному давлению столба промывочной жидкости, благодаря чему обеспечиваются благоприятные условия работы герметизирующих колец 13 и 14 и повышается работоспособность ясса в целом.
Работает ясс следующим образом.
После передачи на оборудование механической сжимающей нагрузки переводник
4 со штоком 3 смещается относительно разделительной трубки в крайнее нижнее положение. При этом поршень 6 отходит от бурта трубки 7, и тормозная жидкость свободно перетекает по широкому кольцевому зазору в.
При подъеме колонны бурильных труб растягивающее усилие через переводник 4 передается штоку 3, который начинает перемещаться вверх. Поршень 6 п рижи м ается к бурту трубки 7, герметично перекрывая кольцевой зазор в, С этого момента тормозная жидкость в нижней части камеры с может перетекать в верхнюю только по узкому кольцевому зазору, образованному между стенками канала и стержня 10.
В зависимости от условий проведения работ требуемое гидравлическое давление при перетоке тормозной жидкости регулируется суммарной длиной или зазором между стенками канала и стержнем 10.
Благодаря этому в колонне бурильных труб накапливается энергия упругой деформации. По мере перемещения штока 3 вверх его внутренняя кольцевая проточка оказывается выше уплотнительной втулки
15, после чего переток тормозной жидкости осуществляется по широкому кольцевому за„зору между стенками поршня и кольцевой проточки штока 3 при отсутствии гидравлического сопротивления.
З При этом происходит упругое сжатие колонны труб, вследствие чего скорость перемещения штока 3 резко возрастает, и он ударяет своим цилиндрическим выступом в уступ 2 корпуса 1.
Для осуществления повторного удара бурильный инструмент снова припускают, создают сжимающую нагрузку и переводник 4 вместе со штоком 3 свободно возвращается в крайнее нижнее положение.
При последующей натяжке бурильного м инструмента происходит повторный удар.
В случае необходимости ниже расположенному оборудованию можно передать крутящий момент через колонну бурильных труб переводник 4 и шток 3.
Описанный ясс обладает преимущества ми перед известными конструкциями. Длина ясса сократилась примерно в 2 раза по сравнению с яссом, принятым за прототип.
Ясс универсален, может успешно использоваться как в глубоких, так и в мелких скважинах. В процессе эксплуатации подтвердилась хорошая работоспособность и надежность ясса.
Формула изобретения
Гидравлический асс, содержащий корпус с наковальней, шток, и поршневой гидротормоз со ступенчатой тормозной камерой, отличающийся тем, что, с целью сокращения габаритов, поршневой гидротормоз со ступенчатой тормозной камерой концентрично размещен в штоке, причем в теле штока выполнен канал гидравлической связи, сообщающий меньшую ступень тормозной камеры со скважинным пространством.
46 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 175461, кл. Е 21 В 31/02, 1965.
2. Рязанцев H. Ф. К вопросу работы
45 гидравлического ясса. Известия высших учебных заведений. «г1ефть и газх, № 5, 1963, с. 21 — 26 (прототип) .
Составитель В. Борискина
Редактор Г. Мозженкова Техред К 1Ыуфрич Корректор Ю. Макаренко
Заказ 2028/41 Тираж 626 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская нгб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4


