Театральная сцена
Союз Советских
Соцнапистическнк
Республмк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
„„ 734372 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 14,12.77 (21) 2553986/29 — 33 (51)M. Кл, Е 04 Н 3/10 с присоединением заявки ¹
Государстееииый комитет (28) Приоритет по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.05.80. Бюллетень № 18 (53) УД К 69.033.2 (088.8) Ф
Дата опубликования описания 15.05.80 (72) Автор изобретения
Б. П. Козырев
Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования зрелищных, спортивных и административных сооружений им. Б, С. Мезенцева (7I) Заявитель (54) ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА
Изобретение относится к области строитель- ства театрально-зрелищных зданий, а именно к театральным сценам с вращающимися внешним и внутренним кольцами вокруг общего центра.
Известна театральная сцена, содержащая внешнее кольцо и внутренний круг с возможностью их поворота вокруг общей оси независимыми приводами, причем вращение кольцу и кругу приводов передается стальными канатами, натя10 гиваемыми тяжелыми противовесами (1).
Недостатками этой сцены являются повышенный расход металла на противовесы и металлоконструкции, а также невозможность достижения синхронного вращения внешнего кольца и внутреннего круга, что необходимо при установке объемных декораций с опорой на кольцо и крут.
Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату является театральная сцена, включающая внешнее и внутреннее кольца, установленные на опорных элементах с возможностью независимого вращения относительно общего центра, электроприводы каждого кольца, имеющие электродвигатели и редукторы, снабженные валами.
Синхронизация вращения кольца и крута .достигается специальными зажимами, сцепляюшими кольцо и круг в единичный кинематический элемент. Затяжка зажимов производится вручную, когда сцена неподвижна (2).
Недостатками этой сцены являются повышенный расход металла на противовесы и металлоконструкции, большая потеря времени на сцепление и расцепление кольца и крута, что приводит к нарушению непрерывности сценического действия, и увеличенная установочная мощность электродвигателей (когда кольцо и круг сцеплены, их вращение производится одним двигателем) .
Цель изобретения — уменьшение металлоемкости, снижение мощности электродвигателей при упрощении синхронного вращения колец.
Эта цель достигается тем, что на театральной сцене, включающей внешнее и внутреннее кольца, установленные на опорных элементах с воэможностью независимого вращения относительно общего центра, электроприводы каждого
734372 4 гом. Скорость вращения колец регулируется изменением скоростей вращения валов электродвигателей, осуществляемое электрическими средствами.
Кольца сцены могут вращаться совместно (синхронно) как единое кинематическое целое.
При этом необходимо, чтобы валы электродвигателей вращались в одну сторону с одинаковой скоростью, а электромагнитная муфта должна быть сцеплена, соединяя валы электродвигателей в единый кинематический вал.
В этом случае должно быть соблюдено следующее условие: обозначим через
n . — число оборотов электродвигателей
ip =ip — передаточное отношение конических редукторов
i7,,5 — передаточное отношение от ведущего колеса к ведомому колесу внешнего кольца 5, i8,,6 — передаточное отношение от ведущего колеса 8 к ведомому колесу внутреннего кольца 6 и внешнее — число оборотов внешнего кольца и внутреннее — число оборотов внутреннего кольца
Определим число оборотов колец и внешнее. = пдв ip i 7,5 (1) и внутреннее = пдв р i 86 (2).
По условию и внешнего кольца должно быть равно и внутреннего.
Приравнивая части уравнений (1) и (2) получим: пдв, 1р i7,,5 .= пдв ip.i 8,6 отсюда получаем условие: i 7,5 = i 86, т,е. для совместного (синхронного) вращения колец необходимо обеспечить одинаковые передаточные отношения от ведущих колес к ведомым..
Таким образом указанные отличия позволяют уменьшить время на сцепление колец при обеспечении их совместного синхронного вращения за счет установки на валах электродвигателей электромагнитной муфты. Более надежное сцепление обеспечивается параметрами муфты и не зависит от субъективных качеств механики (физическая сила, внимание и др,), кроме того, уменьшение времени сцепления колец обеспечивает непрерывность сценического действия, Достигается также уменьшение металлоемкости сцены за счет отказа от противовесов и дополнительных металлических обстроечных конструкций, сокращение установочной мощности электродвигателей. кольца, имеющие электродвигатели и редукто.ры, снабженные валами, »а каждом иэ колец со стороны противоположной сцене закреплены ведомые колеса, а .на выходных валах редукторов — ведущие колеса, причем валы электродвигателей имеют общую геометрическую ось вращения. При этом в торцах валов электродвигателей, обращенных друт к другу, закреплена сцепная — расцепная муфта.
io
На фиг. 1 — театральная сцена в плане, на фиг. 2 —. разрез А — А (по приводам) на фиг. 1.
Сцена включает внешнее кольцо 1, внутреннее кольцо 2 (нли круг), установленные на опорные элементы (обрезиненные колеса)
3 — 6 с возможностью вращения относительно общего центра при помощи индивидуальных для каждого из колец независимых приводов 7 и 8. На каждом из колец закреплены ведомые колеса 9 и 10 жесткой кинематики (например, зубчатые колеса, или как это изображено на чертеже — цевочные колеса), соединенные с сопряженными ведущими колесами 11 и 12 приводов, двигатели 13 н 14 которых имеют общую геометрическую ось 15 их валов 16 и
17, расположенных друг против друга. На концах этих валов закреплена сцепная — расцепная муфта 18 (например, электромагнитная так, . что нри ее выключении (сцеплении) валы электродвигателей образуют единый кинематический вал.
Внешнее и внутреннее кольца своими швел- . лерными поясами 19, 20 и 21, 22 опираются на несущие колеса, расположенные по окруж-. ностям, а боковыми роликами 23 и 24 обеспе-. чивается центровка колец. Конические редукторы 25 и 26 соединены с валами электродвигателей зубчатыми муфтами 27 и 28. На-выходных редукторньи валах 29 и 30 закреплены ведущие колеса, сцепленные с. сопряженными 4р колесами колец.
Работает сцена. следующим образом.
При включении электродвигателей в работу вращение передается редукторами, которые соединены зубчатыми муфтами с электродвига- 4 телями. Ведущие колеса выходных валов приводят во вращение колеса. В результате чего внешнее и внутреннее кольца сцены приходят во вращение.
Вертикальная нагрузка от колец воспринимается несущими колесами,. расположенными по окружностям. Боковыми роликами кольца центрируются при покое и вращении, таким образом что центры колец всегда совпадают.
В зависимости от направления вращения валов электродвигателей кольца сцены получают вращение нли.в одном направлении или в противоположных направлениях. Возможна работа одного кольца при находящемся в. покое друФормула изобретения
Театральная сцена, включающая внешнее и внутреннее кольца,. установленные на опорных элементах с возможностью независимого враще5 734372. 6ния относительно общего центра, электропри- вращения, при этом в торцах валов электроводы каждого кольца, имеющие электродвига- двигателей, обращенных друг к другу, закрептели и редукторы, снабженные валами, о т- лена сцепная-расцепная муфта. личающаяс я тем,что,сцельюуменьщения металлоемкости, снижения мощности Источники информации, электродвигателей прн упрощении синхронного . принятые во внимание при экспертизе вращения колец, на каждом из колец, со сто- 1. Проект ЦНИИЭП зрелищных зданий и роны противоположной сцене, закреплены ве- спортивных сооружений Р 746, 1974, лист 74 домые колеса, а на выходных валах редукто- М., 1974, лист 746 М, 10СБ.
paa — ведущие колеса, причем валы электро- 1о 2. Там же Р 925 М., 1976, лист 925 М. двигателей имеют общую геометрическую ось О4СБИ., 734372
Составитель О. Гончарова
Техред Я, Бнрчак
Редактор, Э. Шибаева
Корректор А. Гриценко
Заказ 2025/40
Тираж 772 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



