Способ изготовления катушки электромагнита
Союз Советских
Социалистических
Республик бф ого М (б! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 130977 (21) 2527690/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 25.04,80. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 250480
Н 01 F 41/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и откр ыти и (53) УДК 621. 318.
° 4.002.2 (088.8) P,À. Глиник, В.Н, Хазов, Н.Н. Асташенков и A.С. Незнанов (72) Авторы изобретения (73) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШКИ
ЭЛЕКТРОМАГНИТА
Изо бретение от но сит ся к эле ктротехнике, в частности к способам изготовления сильноточных криорезистивных электромагнитов.
Одним из перспективных путей сни- 5 жения затрат электроэнергии на питание крупных электромагнитов является применение для изготовления обмоток возбуждения высокочистых металлов, для которых общий для всех металлов 0 эффект снижения удельного электросопротивления при понижении рабочей температуры выражен наиболее сильно и может достигать тысяч и десятков тысяч Раз. СРеди группы наиболее 15 важных в этом отношении металлов— меди, алюминия, бериллия, сереб ра — преимущест вами обладает алюминий вследствие наиболее сильно проявляющегося эффекта снижения электро-,Щ соггротивления и его слабой чувствительности к воздействию магнитных полей.
Одна ко суше ст вуюша я технолОги я из готовления катушек не позволяет .реализовать преимущества алюминиевой обмотки, поскольку деформация проводника вызывает увеличение электросо прот и вле ни я, Известен способ изготовления катушекк путем з али вки расплава алюминия в каркас, воспроизводящий структуру размещения электроизоляционных и бандажирующих элементов (1) .
Однако этот спосо б труднореализуем в обычных условиях и кроме того не исключена возможность загряз нени я алюмини я.
Известен способ изготовления к атуше к путем н амот ки и з олированной шины (2) .
Данный способ приводит к многократному увеличению сопротивления.
Восстановление электрических свойств путем термообработки невозможно, поскольку существующие изоляционные материалы не допускают нагревания до необходимых температур.
Цель изобретения — снижение электрического сопротивления обмотки катушки.
Это достигается тем, что в способе, включающем операции намотки шины из сверхчистого алюминия на оправку и изолирования шины, после намотки шины на оправку обмотку .снимают с оправки, подвергают термообработке при температуре 250-300 С в атмосфере инертного газа в течение не менее, 729664
Формула изобретения
Составитель Ю. Макарычев
Техред М.Кузьма Корректор Т. С к ворцов а
Редактор Т. Клюкина
4»
Тираж 844 Подпи сное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.
11 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/
Заказ 1293/45
Филиал !П1П Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,4 трех часов, а затем производят иволирование шины путем введения между витками обмотки гибкой электроизоляционной ленты, На чертеже схемати че с ки и зо бр ажена катушка электромагнита, и з готовленного предложенным способом.
Обмотка выполнена из шины 1, изготовленной иэ алюминия, например, марки А999. Изоляционная лента 2 изготовлена иэ стеклоткани. Лля увеличения механической прочности катушки и исключения деформаций в про-цессе работы лента обрабатывается эпоксидным компаундом (например, К-153) и катушка подвергается дополнительной термообработке для его отверждения.
Способ изготовления катушки электромагнита, преимущественно криоре- 20 зистивного, включающий операции намотки шины из сверхчистого алюминия на оправку и изолирования шины, о т л и ч а ю ш н и с я тем, что, с целью снижения электрического сопротивления обмотки катушки, после намотки обмотку снимают с оправки, подвергают ее термообработке при температуре 250-300 С в атмосфере инертного газа в течение не менее трех часов, а затем производят изолирование шины путем введения между витками обмотки гибкой электроизоляционной ленты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2437752/23, кл. Н 01 F 41/06, 1976.
2. Брехна Г. Сверхпроводящие магнитные системы. М., Мир", 1976, с. 392.