Карданный шарнир
(72) Авторы изобретения
С. А. Лапшин, В. А. Васильев, А. С. Лапшин и Н. А. Кузина (73) Заявитель (54) КАРДАННЫЙ ШАРНИР
Изобретение относится к машиностроению.
Известен карданный шарнир, содержащий крестовину с шипами и опорными поясами, подшипники и уплотнения, размещенные между стаканами подшипников и опорными поясами шипов (1).
Недостатком известного шарнира является его незначительная долговечность из-за мехжических повреждений уплотнений подшипников, приводящих к износу рабочих поверхностей шипов, стаканов подшипников и игл. Наряду с повреждением уплотнений существенное влияние на долговечность оказывает недостаточная изгибная жесткость шипов. Сокращению длины шипов препятствует протяженность уплотнений, применявшихся в известной конструкции.
Уменьшение долговечности карданного шарнира связано также с износом игл подшипника
Из-за их перекоса под действием сил трения в месте контакта торцов игл с корпусом.
Применявшиеся в известном шарнире уплотнения, износившиеся при эксплуатации, не мопли быть заменены новыми в связи с тем, что подшипник после его повторной сборки пои
2 ремонте не обладал необходймой работоспособностью.
Gem "изобретения —. повышение долговечности карданного шарнира путем увеличения изгибной жесткости шипов и ремонтоспособности.
Это достигается тем, что уплотнение выполнено в виде фиксирующего кольца,- неразъемно соединенного со стаканом подшипника, и обрезиненной тарельчатой пружины со" мтречнонаправленными выступами на кромках, контактирующими с опорным поясом и фиксирующим кольцом; а поверхность стакана подшипника и . фиксирующее кольцо в местах их контакта с торцами игл подшипника снабжены антифрикционным покрытием.
На фиг. 1 представлен общий вид.карданного шарнира; на фиг. 2 — общий вид уплот пения; на фиг, 3 — антифрнкционные слои, контактирующие с торцами игл; на фиг. 4—
20 обрезиненная тарельчатая пружина.
Крестовина 1 имеет опорные пояса у основания шипов. Эти пояса с минимальным зазором входят в цилиндрическую проточку, которая выполнена с внутренней стороны разь7"78о1 емного ушка вилки 2. Фиксирующее кольцо
3 игольчатого подшипника вместе с поясом крестовины и стенками расточки в вилке 2 образуют закрытую полость, в которой раэме— -- щается обрезиненная тарелъчатая пружина 4 игольчатого подшипника, надежно защищенная от внешних повреждений.
Иглы 5 удерживаются в игольчатых подшипниках с помощью кольца 3, которое залрессовывается по внутреннему диаметру стакана 6 игольчатого подшипника. На донышко стакана 6 и запорного кольца 3 под торцами игл наносятся путем плазменного напыления антифрикционные слои 7 и 8 толщиной 0,2 — 0,4 мм.
При сборке шарнира на проточку по наружному диаметру стаканов 6 устанавливаются регулировочные кольца 9, толщина которых подбирается при сборке шарнира и обеспечивает заданный осевой люфт крестовины, что сохраняет стабильность регулировки в процессе эксплуатации.
Пружина 10 заформована в резине 11 с утолщенными выступами 12 на рабочих кромках, опирающимися с одной стороны на тело крестовины, с другой на запорное кольцо 3. Такая конструкция позволяет производить легкую замену уплотнения при эксплуатации, дает воэможность уменьшить длину шипов крестовины, повышая его изгибную жесткость.
Использование изобретения в карданных передачах тяговых и транспортных машин дает возможность существенно повысить долговечность каоданной передачи при эксплуатации, сократить потребное количество запасных частей и затраты на обслуживание.
Формула изобретения
Карданный шарнир, содержащий крестовину с шипами и опорными поясами, игольчатые подшипники и уплотнения, размещенные между стаканами подшипников и опорными поясами шипов, отличающийся тем, что, 15 с целью повышения долговечности путем увеличения изгибной жесткости шипов и ремонтной способностй, каждое уплотнение выполнено в виде фиксирующего кольца, нераэъемно соединенного со стаканом подшипника, и обрезиненной тарельчатой пружины со встречно направленными выступами на кромках, контактирующими с опорным поясом и фиксирующим кольцом, а поверхность стакана подшипника и фиксирующее кольцо в местах их контакта с торцами игл подшипника снабжены антифрикционным покрытием.
Источники информации,; принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США N 3204423, кл. 64 — 17, 1965,,Составитель А. Тарновский
Редактор Е. Яковчик Техред Н. Ковалева Корректор М. Вигула
Заказ 6846/79 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


