Многоклиновой подшипник скольжения
О ИС ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социапистическнх
Республик
„„727888
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.07.78 (21).2643737/25-27 (51)M. Кл, F 16 С 27/02 с присоединением заявки М
Гооударстаенный комитет
СССР (23 } Приоритет по деиам изобретений и открытий
Опубликовано 15.04.80 ° Бюллетень М 14
Дата опубликования описания 18.04.80 (53) УД К62-1. .822.5 (088.8) Б. М. Зимаков, А. Н. Брагин, Г. Г. Миронов и В. Г. Баранов (72) А вторы изобретения (71) Заявитель (54) МНОГОКЛИНОВОЙ ПОД ШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорных узлах высокоскорост ных машин.
Известен многоклиновой подшипник скольжения, содержащий упругие несущие элементы, соединенные перемычками с корпусом и образованные радиальными прорезями и осевыми пазами (11
Однако. известный подшипник обладает недостаточной несущей способностью,10 особенно при пусковых режимах и ниэ» кочастотной вибрации.
Целью изобретения является повышение надежности работы и виброустойчи15 вости подшипника в широком диапазоне г рабочих скоростей путем обеспечения переменной в окружном направлении. жесткости упругих несущих элементов.
Цель достигается тем, что Ha Rapy_#_ ных поверхностях упругих несущих эле ментов выполнены продольные пазы, при этом упругие несущие элементы:имеют„ по крайней мере, два паза с поперечны2 ми сечениями, выполненными по радиусам, увеличивающимся в направлении от пере мычек к кромкам упругих несущих эле- ментов, и, кроме того, пазы выполнены с глубиной, уменьшающейся в направлении от перемычек к кромкам упругих несущих элементов.
На фиг. 1 изображен предлагаемый многоклиновой подшипник скольжения» на фиг. 2 -. разрез A-А на фиг. 1.
Многоклиновой подшипник скольжения содержит упругие несущие элементы 1, / соединенные перемычками 2 с корпусом
3, образованные радиальными прорезями
4 и осевыми пазами 5, и ротор 6. На наружных поверхностях 7 упругих несу щих элементов 1 выполнены продольные пазы 8. В поперечном сечении пазы 8 выполнены пд радиусам, увеличивающимся в направлении от перемычек 2 к выходным кромкам 9 упругих несущих элемен тов 1, при этом глубина пазов 8 умень шается в том же направлении.
2. Подшипникпо п 1, отл и ча ю шийся тем, что упругие несущие элементы имеют, по крайней мере, два
15 йаза с поперечными сечениями, выпол-, ненными по радиусам, увеличивающтбтся: в направлении от перемычек к кромкам упругих несущих элементов.
3. Подшипник по пп. 1»2, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что пазы выполнены с глубиной, уменьшающейся в .направлении от перемычек к кромкам упрут их несущих элементов.
R Ari obeрндто фиг.1, . Фиг.2
Составитель Г. Колтанюк
Редактор Т, Кузнецова ТехредН.Ковалева Корректор И. Муска
Заказ 1108/36 Тираж 1095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного -комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r; Ужгород, ул, Проектная, 4
«.»МфЮ» И « . *Р и Ъу*... -.1 ....." —. — 1 ЛрФ »»
3 . 72788
» фЭ
Перед запуском ротора 6 в зазор Между подшипником и ротором 6 подается текучая среда под давлением. В результате упругие несущие элементы 1 отжи- . маются к периферии, что обеспечивает всплытие ротора 6. Вследствие наличия пазов 8 на наружной поверхности 7 упругих несущих элементов 1, которые снижают жесткость несутцтттХ" цементов
1 в месте наименьшего зазора, всплы тй«е ротора 6 происходит при меньших скоростж вращения ротора 6.
Наличие пазов 8 на наружной поверхности 7 упругих несущих элементов 1 . позволяет обеспечить разные жесткости участков упругих несущих элементов 1 и, следовательно, их разные частоты собственных колебаний, что приводит йри наличйи колебаний ротора 6 к as томатической отстройке от резонансных частот, вследствие взаимного влияния эттли участков на общий характер вибрации ynpyrovo несущего элемента 1, что обеспечивает повышение виброустойчивос« ти ротора в широком диапазоне рабочих скоростей и надежности работы йодшипника.
Формула изобретения
1. Многоклиновой подшипник скольже-, ния, содержащий упругие несущие эле8 4 менты, соединенные перемычками с корпусом, отл-и чающ ийс я тем, что, с целью повышения надежности рабо» ты и виброустойчивости в широком диапазоне рабочих скоростей путем обеспечения переменной в окружном направлении жесткости упругих несущих элементов, на наружных поверхностях упругих несущих элементов выполнены продольные пазы.
Источники информацтцт принятые во внимание при экспертйзе
1. Заявка. Франции № 226042, кл. Р 16 С 23/02, 1975.

