Способ испытания винтовой изоляции обмоток электрических машин переменного тока
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»723462 (6 f ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02,067б (21) 2367881/24-21 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет— (51)М. Кл.2
G 01 P 31/12
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 250380. Бюллетень ¹ 11 (5З) УДК 621 . 31 7, .333.4 (088,8) Дата опубликования описания 28.0380 (72) Авторы изобретения
Е.П. Бессуднов, С.Г. Данилов и И. И. Образцова г
Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. Серго Орджоникидзе...-., „ (71) Заявитель (54) СПОСОБ HCIIbITAHHH ВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к способам испытания витковой изоляции обмоток электрических машин переменного тока и может быть использовано для оггределения виткового замыкания в катушках обмоток электрических машин.
Известен способ испытания виткоцой изоляции обмоток электрических машин переменного тока, при котором подают на обмотки относительно корпуса электрической машины импульсное испытательное напряжение и измеряют датчиками распределение магнитных потоков (f) . указанные испытания не позволяют 15 точно обнаружить дефектную катушку с витковым замыканием в трехфазных обмотках.
Из известных способов наиболее близким к предлагаемому является спо-20 соб испытания витковой изоляции обмоток электрических машин переменного тока, заключающийся в том, что подают на обмотки относительно корпуса электрической машины импульсное ис- 25 пытательное напряжение и измеряют магнитную составляющую поля над каждым пазом от основной волны импульсного тока, например, индукционным датчиком с индикатором (2). 30
Недостаткстм этого способа испытания витковой изоляции является низкая надежность обнаружения дефектной катушки, обусловленная тем, что необходимо исследовать индукционным датчиком каждый паз статора, в котором уложена ббмотка.
Целью изобретения является повышение надежности обнаружения дефектных катушек в трехфазных двухслойных обмотках с параллельными ветвями и укороченным шагсм.
Для этого в каждом пазу создают равнозначные электромагнитные условия путем подачи испытательного напряжения одичав ременно на все фазы, которые подкЛючают параллельно к источнику, причем испытания последовательно проводят переключением в трех режимах, отличающихся различньм возможным сочетанием встречно-параллельно включения фаз обмоток, а дефектную катушку выделяют по двум минимальньвм показаниям индикатора датчика в трех режимах испытаний.
На фиг. 1 изображено устройство для реализации способат на фиг. 2 схема подключения выводов фаз испытуемой трехфазной обмотки.
72 3462
Испытания витковой изоляции проводят следующим образом, Подсоединяют все шесть вьтвоцов трехфаэной обмотки С -С статора 1 к контактной колодке 2, соециненной с с переключателем 3 на три положения, собирающим три схемы I ХХ и III ucrna aazr. Испытательное напряжение от генератора 4 импульсных напря>кений поцается на переключатель 3. Индукционный датчик 5 с индикатором, закрепленный на штативе 6, устанавливают над любьм пазом статора 1 с зазором 2-5 мм, необходимым для свободного в ращения датчика 5 в рас точке статора 1. После установки датчика 5 над любым пазом статора 1 подают испытатель ное напряжение последовательно по схемам Х, ХХ I II и фиксиpуют показания датчика с индикатором, Если показания индикатора отличны от нулевых (или близких к ним), то в данном пазу статора 1 нет дефектной катушки. В пазу статора 1 отсутствует дефектная катушка также и в том случае, если одно из показаний в индикаторе датчика 5 равно нулю.
Паз с витковым замыканием определяется по двум минимальным (близким или рВВ дым н лю) показаниям индикатора из трех его пока заний.
Предлагаемый способ испытания витковой изоляции применим для двухслойных обмоток с любым укорочением и числом пазов на полюс и фазу, Формула изобретения
С пос об ис пыта ни я в итк ов ой из ол яции обмоток электрических машин переменного тока путем подачи на обмотки относительно корпуса электрической машины импульсного испытательного напряжения ч измерения магнитной составляющей поля над каждьм пазом от основной волны импульсного тока, например, индукционным датчик ом с индикатором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности обнаруженчя дефектных катушек в трехфа.зных двухслойных обмотках с параллельными ветвями и укороченным . шагом, в каждом пазу создают равнозначные электромагнитные условия путем поцачи жпытательного напряжения одновременно на все фазы, которые подключают параллельно к источнику, причем испытания последовательно проводят в трех режимах, отличающихся различным возможным сочетанием встречно-параллельного включения фаз обмоток, а дефектную катушку выделяют по
25 двум минимальньм показаниям индикатора в трех режимах испытания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Виноградов Н.В. Производство электрических машин, М, Энергия, с ° 262-265.
2, Авторское свидетельство СССР
Р 531103 кл, G 01 Р 31/12, 1970 (прототип) .


