Способ прокатки железнодорожных колес
ОП ЙСАИИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцналистнческнх
Республик
Опубликовано 15.03.80. Бюллетень J% 10 Дата опубликования описания 18.03.80 (51 } Ч. КЛ. В 21 Н 1/04 3веударстве1яМ квинтет СССР ае деаах1 кэебратеник к втхрыткк (53} УДК 621.735..04 (088.8) (?2) Авторы изобретения В. Н. Крашевич, М. С. Валетов и A. П. Бабушкин (?)) Заявитель Институт черной металлургии (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Изобретение относится к обработке металлов давлением. Известен способ прокатки железнодорожных колес из оштампованных заготовок путем прокатки обода по наружной и боковым его поверхностям и прокатки S обода с диском по диаметру с постепенным уменьшением усилия обжатия )lj Однако такой способ не обеспечивает "полировки обода в конце прокат и, т,е. 10 прокатки колес при заданном постоянном растворе валков. в результате образуются разнотолшинность обода, смешение ступицы относительно обода, недокат обода и гребня. Это происходит вследствие несо15 вершенства используемой технологии прокатки: на третьем ее этапе в зависимости от температуры заготовки окончание прокатки (по принятой базе — внутреннего диаметра обода) осушествляют при сниженном, по c ýàâíeí ию с высок им (160 кгс/см ) давлении рабочей жидкости, но разном по значению — от 100 до 70 кгс/см . Прп достижении базового параметра необходимых размеров валки сразу разводятся, что и приводит к указанным выше дефектам, так как при давлении жидкости 70-100 кгс/см2 обжатия обода еще достаточно велики 4-7 мм за оборот). Искусственно настроить стан на окончание прокатки при давлении, близком к нулю, не пре дс та вляется возможным, так как при этом появляется другой дефект — недокат колеса по внутреннему диаметру (обжатия при давлении жидкости ниже 50 кгс/см практически равны 2. нулю). Таким образом на действуюших новых колесопрокатных станах в связи с колебаниями температуры прокатываемой заготовки, а также в связи с разной массой исходных заготовок (и, как следствие, разного объема обода колеса) окончание прокатки колес осушествляют при разном давлении рабочей жидкости в гидроцилиндрах нажимных валков, что ведет к неодинаковым по величине разпотолшиннос7212 ти обода и разностенности ступицы колеса, а также невыполнению гребня. )1епью изобретения является улучшение качества колес путем повышения точности нх геометрических размеров. 5 Это достигается тем, что снижение усилия обжатия начинают осуществлять после прокатки обода и диска .при .постоянном удельном усилии обжатия в течение 6-7 оборотов колеса, причем это снижение осуществляют в течение 4-6 оборотов колеса до величины удельного усилия обжатия 55-65 кгс/см2 и завершают прокатку с этой величиной усилия в течение 2-4 оборотов колеса, На фиг. 1 показана схема описываемого способа прокатки железнодорожных копес: на первом этапе — боковые поверхности 1 и 2 прокатываемого колеса, наружная поверхность 3, на втором и третьем2О внутренняя поверхность 4 обола; нажимной валок 5, наклонные валки 6, На фцг. 2 даны график (1) режима работы стана по предлагаемому способу и график (2) 25 режима работы стана по известному спо"-обу. Сущность предлагаемого способа прокатки железнодорожных колес заключается в том, что в процессе прокатки обода Зо с диском по диаметру удельное усилие об жатия (второй этап прокатки п. ? на фнг. 2) постепенно снижают до 55-65 кгс/см 2. которое сохраняют до конца прокатки издепия:.(третий этап прокатки, и. Х на If 35 фиг. 2). Это достигается тем, что при снижении высокого давления рабочей жидкости в гидроципиндре нажимных валков (160 кгс/см ) до уровня 55 — 65кгс/см 4О магистрапь низкого давления (5565 кгс/см ) жидкости сбединяется с гцдроцилиндром нажимных вапков и в дальнейшем прокатку ведут на этом низком давлении, осуществляя "полировку" обода. При этом раствор валков стана 45 остается практически постоянным, так Х как давление жидкости в 55 — 65 кгс/см обеспечивает обжатие обода за оборот 0 4-0 8 мм, что достаточно дпя осушест° 1 У 50 впения при необходимости незначитепьной докатки обода по диаметру и практически исключает такие дефекты, как разнотопшинность обода и разностенность ступицы. И то же время, обеспечивается возможность осуществить, при необходимости, докатку гребня, увеличив продопжитечь01 4 ность третьего этапа (чпспо <>бо 1о1<н колеса на третьем этапе) . При изготовлении цепьнокатаных же.— лезнодорожных колес диаметром 950 мм в копесопрокатном цехе Нижнеднепровского трубопрокатного завода им. К.,Пибкнехта после осадки исходной заготовки массой 470 кг и ее формовки осушествпяют прокатку колеса за четыре этапа. первый - после того, как колесо задают в стан, на давлении рабочей жидкости 60 кгс/см2 в гидроцилиндре нажимных валков прокатывают обод по наружной и боковым его поверхностям в течение 3 оборотов колеса; второй — на давпении рабочей жидкости 150 кгсlсм2 прокатывают обод с диском по диаметру до размера внутренней поверхности обода, равного 740 мм в течение 7 оборотов колеса; третий — на снижающемся до 60 кгс/см2 давлении прокатывают обод с диском по диаметру до размера внутренней поверхности обода, равного 798 мм,в течение 6 оборотов колеса; четвертый ("попировка") — на постоянном давлении рабочей жидкости 60кгс/см 2 прокатывают обод с диском по диаметру до размера 800 мм, устраняя попировкой" асимметрию обода, в течение 4 оборотов колеса. формула изобретения Способ прокатки жепезнодорожных копес из отформованных заготовок путем прокатки обода по наружной и боковым его поверхностям и прокатки обода с лискам по диаметру с постепенным снижением удельного усипия обжатия, о т и ич а ющ ийс ятем, что, сцепьюупучшения качества копес путе1, повышения точности их геометрических размеров, снижение удельного. усилия обжатия начинают осушествпять после прокатки обода и диска при постоянном удельном усипии обжатия в течение 6-7 оборотов колеса, причем это снижение осуществляют в течение 4-6 оборотов колеса до достижения величины удельного усилия обжатия 55-65 кгс/см2 и завершают прокатку с этой величиной усилия в течение 2-4 оборотов колеса. Источники информации, принятые во внимание ири экспертизе 1. "Стапь", 1976, К> 8, с. 730-732 Прокатка колес на новых копесопрокатных станах . 72 1201 Фиг.1 1бд %э! - 770 Ъ ib gg ь 4 б У - 12 15 0йрожы ярокотадавмоео нолосса УСl8.2 Составитель М, Волкова Редактор М. Харитонова Техред С. Мигай . Корректор Л. Муска Заказ 38/9 Тираж 986 Подписное Ill IIIII ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5 Филиал 1ПП! "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4